?Россия, Русь! Храни себя, храни...? (по произведениям русских писателей XIX и XX веков)
Тему России можно рассмотреть в творчестве двух поэтов XIX и XX вв. - Лермонтова и Блока, так как в их взглядах на родину много общего, Эта тема проходит через все творчество и Лермонтова, и Блока. У них она ярко выражена, эти поэты сознательно работали над ней. Этого нельзя заметить, например, у Пушкина: в его творчестве, несомненно, присутствует мотив любви к России, но он не выделен отдельно. Существование четко определенного мотива России в творчестве обоих поэтов можно определить и так: оба поэта творили в переломные моменты истории. Лермонтов - в эпоху безвременья, наступившую после поражения декабристов. Блок же пережил две революции, был свидетелем их последствий, предпосылок. В такие периоды жизни особенно остро стоит вопрос о дальнейшем развитии страны, о ее будущем.
У Лермонтова чувство любви к России зародилось очень рано и осталось навсегда. Так, 15-летний юноша Лермонтов писал: ?Я родину люблю. и больше многих?. Нужно заметить, что тема родины для поэта гораздо шире темы России. Это связано с воплощением образа родины, который, в свою очередь, зависит от художественного метода Лермонтова. Он поэт-романтик, следовательно, помимо конкретного образа России у него присутствует и обобщенно-символический образ родины.
В романтических произведениях поэта родина является неким романтическим идеалом. В частности, в поэме ?Мцыри? герой говорит о том. что он ?знал одной лишь думы власть?, имея в виду ?думу? о возвращении на родину, желая прижаться ?с тоской к груди другой, хоть незнакомой, но родной?. Здесь у Лермонтова выражен мотив оторванности от родины; герой непобедим лишь до тех пор, пока ходит по родной земле, а оторванность от нее ведет к гибели. В стихотворении ?Листок? этот мотив также прослеживается. Листок, оторванный ?от ветки родимой?, ?засох и увял?. Даже у благодатного Черного моря не находит приюта среди ?зеленых ветвей?, ?райских птиц?. Автор испытывает презрение к тем, у кого нет родины, кто свободен от ?страстей и страданий?. Так, он сравнивает таких людей с тучами (?Тучи?), которым всего лишь ?наскучили нивы бесплодные?, и они, ?вечно холодные, вечно свободные?, мчатся ?в сторону южную?.
Кроме романтического идеала у Лермонтова есть и конкретное воплощение образа России
Она становится предметом идейно-творческих раздумий автора. Он писал: ?В России нет прошедшего, она вся в настоящем и будущем?. Стихотворение ?Родина? - выступление Лермонтова по одному из важнейших вопросов идейно-политической борьбы того времени в России, о путях ее развития. Стихотворение это было написано поэтом под впечатлением путешествия по России. Он отказывается от основных точек зрения на вопрос о дальнейшей судьбе России. По Лермонтову, любовь к родине не определяется идеями декабристов (?ни слава, купленная кровью?), религиозными идеалами (?ни полный гордого доверия покой?), а также принципами славянофилов (?ни темной старины Заветные ? преданья?). Лермонтов утверждает свою любовь: это его глубоко личное чувство (?но я люблю - за что, не знаю сам?). Лжепатриотизму он противопоставляет свое чувство, свою ?странную любовь?. Добролюбов писал о Лермонтове: ?Он понимает любовь к Отечеству истинно, свято, разумно?. В стихотворении ?Родина? поэтом с удивительной точностью переданы могучие масштабы России: ?безбрежные леса?, ?разливы рек, подобные морям?. ?Родина? - одно из немногих реалистических произведений поэта. Мы можем найти здесь неприукрашеиное описание пейзажа средней полосы России. Его составляют ?проселочные пути?, ?белеющие березы?, ?желтая нива?, ?полное гумно?. В ?Родине? продолжены слова я мысли Пушкина из главы ?Путешествие Онегина?. Подобно Лермонтову, Пушкин пишет: ?Люблю песчаный косогор, перед избушкой две рябины, калитку, сломанный забор?. ?Родина? Лермонтова полна глубокой нежности к родной земле, сердечной привязанности, без которой нет связи с Отчизной. Если вначале поэт пишет, что ?любит-что, не знает сам?, то потом конкретизирует: отрада вызвана созерцанием этого уклада жизни, этой природы.
Лермонтов затрагивает и социальные аспекты темы родины. ?Прощай, немытая Россия...? - смелое обвинение российской действительности, это протест против ?рабов, господ?, против преданности народа ?голубым мундирам? (жандармам).
Созвучно стихотворению ?Прощай, немытая Россия? и произведение Лермонтова ?Предсказание?, имеющее реальную историческую основу -крестьянские ?холерные бунты?. Оно также направлено против ?короны царей?, против любви черни к царям, против безропотного неосознанного народного страдания.
Кроме того, у Лермонтова присутствует образ малой родины. Так, в стихотворении ?Как часто, пестрою толпою окружен? поэт описывает свое детство в Тарханах, ?родные все места?: ?барский дом?, сад, ?спящий пруд?, ?темную аллею?. Воспоминания, связанные с этими местами, он сравнивает со ?свежим островком? среди пустыни.
Поэтической родиной поэта является, безусловно, Кавказ. Так, в произведении ?Синие горы Кавказа, приветствую вас!..? он пишет, обращаясь к горам: ?Облаками меня одеваЯй, вы к небу меня приучили?; а также: ?Как я любил твои горы, Кавказ!?. Восхищался поэт и ?снегами? и ?далекими льдинами утесов?, и ?путями неизвестными над пропастью?, и ?покрытой льдом безымянной рекой?, и чистым воздухом.
Своей малой родиной считал поэт Москву. Так, в стихотворении ?Москва, Москва...? он писал: ?Москва? моя родина и такою будет для меня всегда...?.
Тема России четко выделена также у Блока. В 1908 году он писал к Станиславскому о родине: ?Этой теме я сознательно я бесповоротно посвящаю жизнь. Все ярче сознаю, что это первейший вопрос, самый жизненный, самый реальный. К нему-то я подхожу давно, с начала своей сознательной жизни...?.
В творчестве Блока постепенно проявляется образ родины и России, но чувство безоглядной любви к родине, как и у Лермонтова, пронизывает все его произведения. Так, в конце стихотворения ?Осенняя воля? Блок восклицает о родине: ?Как и жить и плакать без тебя!?. В ранних стихотворениях Блока много неясного в его отношении к России и народу, в его произведениях, как и у Лермонтова, прослеживаются романтические мотивы. Так, в стихотворении ?Русь? Россия Блока колдовская, таинственная. Она ?и во сне необычайна?, ?дебрями окружена?, в ней ?народы? ?ведут ночные хороводы?, ?ведуны с ворожеями чаруют злаки на полях?. Но за этим сказочным романтическим обликом скрываются и печальные картины. В тексте стихотворения встречаются такие сочетания: ?зарево горящих сел?, ?ведьмы тешатся с чертями?, ?девушка на злого друга точит лезве??, ?нищета страны родимой? и т. д. Несмотря на это. Блок чувствует кровное родство со всем русским. ?В лоскутах ее (Руси) дохмотий души скрываю наготу?, -говорит герой поэта .
Блок писал, что в России для него ?жизнь или смерть, счастье или погибель?. И наиболее полно эти чувства отразились в цикле ?Родина?. Здесь содержатся раздумья поэта о прошлом, настоящем, будущем страны. Это страстный монолог человека, для которого любовь к родине - нечто глубоко личное, как и у Лермонтова. Блок обращается к родине: ?О, нищая моя страна... О, бедная моя жена...? (?Осенний день?). Чувство его при этом лишено всякой умильности. Он видит не только ?прекрасные черты? и ?разбойную красу?, но и ?избы серые?, ?лес да поле?. Такое же щемящее чувство любви, как у Лермонтова, вызывают у Блока ?избы, крытые соломой?. Блоковская ?Россия? начинается реалистичной картиной проселочной дороги, как и у Лермонтова: ?вязнут спицы... в расхлябанные колеи?. Облик России двоится в понимании Блока: это страна с ?лесами да полями?, а также красавица-крестьянка с ?платком узорным до бровей? и ?мгновенным взором из-под платка?.
В теме России Блока присутствует и мотив вольности, бунта. Так, красота России, по Блоку, буйная, ?разбойная?. Но это положительная черта: ?не пропадешь, не сгинешь ты? (?Родина?). Этот мотив неуспокоенности ярко прослеживается в цикле Блока ?На поле Куликовом?. Он пишет: ?И вечный бой! Покой нам только снится... Покоя нет!.. Не может сердце жить покоем?. Эти нотки романтизма близки лермонтовским произведениям с их духом протеста, сопротивления, борения, мятежа.
И у Блока, как у Лермонтова, есть предвказания о судьбах России. Это выделено в стихотворении ?В огне и холоде тревог..?. Оно пронизано верой в затаенные силы родины, в ее могущество, в светлое будущее. ?Пусть день далек?, но поэт верит, что ?новый век взойдет?.
От картин природы, от образа Русь - жена Блок переходит к 'конкретному восприятию действительности; к воспеванию очистительного пожара революции. Как и Лермонтов, Блок верит в будущее, в то, что ?страшный мир? погибнет в этом пожаре, воссияет мир новый: ?старый мир, как пес безродный стоит? и ?мы на горе всем буржуям мировой пожар раздуем?.
Эти мысли содержатся в поэме ?Двенадцать?. Символику одухотворенного будущего в этом произведении несет чистый образ Христа, так как истинной ценностью для Блока являются христианские идеалы.