Система жанров российской печати: традиции и трансформации.
Три главных способа отображения действительности
фактографический (нацелен на фиксацию неких внешних, очевидных характеристик явления, на получение кратких сведений о предмете. Oтв. на вопросы: где, что и когда произошло?)
аналитический (проникновение в суть явлений, выяснение скрытых взаимосвязей предмета отображения)
наглядно-образный (нацелен не только и не столько на фиксацию внешних черт явления или рациональное проникновение в суть предмета, сколько на эмоционально-художественное обобщение познанного).
Система жанров печати (по Тертычному)
- информационные
- аналитические
- художественно-публицистические
Тексты, относящиеся к информ. жанрам, в количественном отношении составляют основную часть массовых информационных потоков. заметка информационная корреспонденция информационный отчет информационное интервью блиц-опрос вопрос-ответ репортаж некролог
Аналитические жанры: аналит. отчет аналит. корреспонденция аналит. интервью аналит. опрос беседа комментарий социологическое резюме анкета мониторинг рейтинг рецензия статья журналистское расследование обозрение обзор СМИ прогноз версия эксперимент письмо исповедь рекомендация (совет) аналит. пресс-релиз.
Художественно-публицистические жанры: очерк фельетон памфлет пародия сатирический комментарий житейская история легенда эпиграф эпитафия анекдот шутка игра. Потеснены информационными и аналитическими жанрами.
Постоянно идет обновление жанровой палитры, что приводит к некой мутации привычных, устоявшихся текстовых форм (жанров), но не к исчезновению их как таковых.
Подобные изменения вызваны необходимостью адаптации жанров к новым коммуникативным ситуациям, порождаемым, в частности, изменением роли журналиста в обществе в конкретный период его развития. Так, в аналитической статье может быть изменено соотношение чисто информативного материала и делового анализа, с тем, чтобы привлечь внимание широкой аудитории к данной публикации. Но это не изменит сущности аналитической статьи как жанра.
Тексты, появляющиеся в прессе, можно разбить на пять групп:
1. оперативно-новостные – заметка во всех ее разновидностях
2. оперативно-исследовательские – интервью, репортажи, отчеты
3. исследовательско-новостные – корреспонденция, комментарий, рецензия
4. исследовательские – статья, письмо, обозрение
5. исследовательско-образные (худ.-публ.) – очерк, эссе, фельетон, памфлет
Тенденции: усиление образности письма при заметном угнетении тех жанров, для которых этот метод познания действительности является определяющим – очерка, фельетона, памфлета.
#13. Отражение конфликтных ситуаций в журналистском произведении.
СМИ удается предотвратить или разрешить конфликт, однако необходимо помнить, что это требует детального владения ситуацией, соблюдения норм и правил профессиональной этики. Конфликт – предельный случай обострения противоречия. Субъекты К. – противостоящие социальные силы, объект – социальная сфера как предмет интереса этих сил.
Конфликты бывают: по масштабу распространения – глобальные, национальные, региональные, частные; по сферам проявления – экономич., политич., эколокич., межнациональный, вооруженный, бытовой; по характеру проявления – обостряющийся, затухающий, затяжной, разрастающийся. Очень часто журналисты сталкиваются с затяжными конфликтами, настолько острыми и бесконечными, что им остается лишь вести хронику. Конфликты могут быть социальными, трудовыми, духовными, межличностные и внутриличностные. Журналисту, пишущему о социальных конфликтах, важно овладеть методикой социологического анализа как инструментом прогнозирования ситуации. Но ему необходимо быть и психологом, если он анализирует трудовой или моральный конфликт. Нужно выделить главное противоречие, приведшее к столкновению. Правильно, если СМИ на основе анализа противоречий заранее предупреждает о нежелательном развитии конфликтных ситуации. Журналисту необходимо искренне и открыто общаться с конфликтующими состояниями.
При освещении вооруженного конфликта (как и любого социального конфликта, любой ситуации противостояния) идеальным для СМИ является отражение позиций обеих сторон конфликта. Чеченский конфликт, Таджикистанская война, Нагорный Карабах (освещение с двух сторон).