шпаргалка

Выразительные средства телерадиожурналистики.

[ Назад ]



По учебнику Васильева, Петрова «Курс радиотелевизионной журналистики»

Больше о РАДИО

Основным средством реализации акустической природы радиовещания явилось звучащее слово. Устное слово в электронных СМИ и на радио – особая репрезентативная роль. Радиовещание существенно усиливает функциональную нагрузку таких речевых характеристик, как:

1. Качество голоса

• Дикторское слово – информация индифферентная по отношению к автору. Как правило – официальный характер

Актерское слово

• Актерское слово – впитав традиции театра и кино, оно в эфире служит созданию образа, усилению внутренней драматургии действия (радио –аудиокниги, в рекламных блоках)

• Слово журналиста – журналист сам написал сам рассказал, либо элемент экспромта провоцируемый необходимостью немедленного описания и отценки ситуации( прямые включения и т.д.). Как выразительное средство – оно наиболее репрезентативно в информационно-аналитических программах – подчеркивает личную позицию автора.

2. Диапазон тона

3. Резонанс

4. Темп речи

5. Паузы

6. Остановки

7. Паразитирующие звуки

Освободив слово от кодовых оков письменности, радио и телевиденье вводит в оборот массового общения все интонационное богатство человеческой речи, чем существенно расширяет арсенал своих выразительных средств:

1. Интонация способна:

• Выделить главное. Устранять помехи вызванные восприятием побочной, сопутствующей информации, увеличивая количество семантически значимой информации.

• Убеждать. Через эмоциональность и экспрессивность речи усиливать пропагандистский эффект общения.

• Оптимизировать общение, участвуя в создании его психологического фона (психологического контакта с собеседником, слушателем)

2. Прямые обращения к слушателям, зрителям. Стремление к разговорности, доверительности общения – это оживляет контакт со слушателями, помогает удержать его внимание при достаточно продолжительном времени вешания.

3. Вопросительные фразы- тоже прием активизации слушательского внимания, подчеркивание главных мыслей.



По книге Е.П.Почкай (в смысле, Елены) «Технология СМИ», 2000

Больше о ТВ



Визуальная основа телевидения. Выразительные средства:



1.Звук и изображение. Слово, музыка, шумы, спецэффекты.

А) Диалоги:

• замкнутые (собеседники ведут междусобойчик, зритель только наблюдает),

• разомкнутые (откровенно направлены на зрителя). Комментарий – выступление специалиста с оригинальным текстом по поводу факта или события.

• Закадровый текст. в очерковых жанрах закадровый текст и видеоряд формируют единый образ.

Есть общие правила решения словесно-изобразительных задач:

• изображение должно соответствовать слову, если нет прямой задачи их противопоставить

• словесный ряд не должен повторять изображение, не надо перечислять видимые и узнаваемые зрителем объекты, описывать видимые ситуации

• слово должно давать достаточную инфу, называть имена героев, их статус, называть непонятные объекты, предметы

• в слове должны быть выражены основные проблемы, идеи

• словесная информация не должна быть шире изобразительной и наоборот

Б) Музыка

Функции музыки: информативная, психологическая, эстетическая. Фоновую роль играет случайная музыка, содержательную – если является компонентом действия, движущей силой структуры произведения.

Формирует зрительское восприятие времени, оформляет начало и конец передачи, сюжета. Музыкальные позывные, отбивки, заставки. Музыка интенсифицирует восприятие изображения, дает ощущение более полного отображения жизни.

Г) Шумы

Придают изображению жизненную правдивость. Закадровые и внутрикадровые (синхронные, они же - интершумы). Тишина также является мощным выразительным средством.

Звуковая перспектива – создается с помощью увеличения/уменьшения интенсивности звука. Бывают звуки громкие, но далекие.

Звуковой план – общий (шум толпы, среда действия героев), средний (оптимальный для диалога), близкий (сфера внутреннего мира человека).

Спецэффекты – микширование: плавная форма перехода от одного звукового отрезка к другому путем затухания одного сигнала. Наложение музыки и шумов. Изменение скорости прокручивания пленки.

2.Композиция кадра – эстетическое осмысление объемных и линейных элементов, их подбор, группировка, последовательность.

Основные элементы композиции:

• граница кадра,

• сюжетно-композиционный центр,

• перспектива изображения,

• масштаб,

• ракурс,

• движение.

Кадры можно накладывать друг на друга, кашировать – обрезать. Мозаика позволяет разложить изображение на множество цветных квадратов.

Правила работы с кадром:

• Границы кадра не должны обрезать людей точно по суставам – по шее, талии, локтям или коленкам. Нельзя, чтобы человек прислонялся к рамке кадра или садился на нее.

• Центр интереса, фокусировки внимания, должен располагаться на расстоянии от рамки в 5/8 ее длины.

3.Масштаб изображения и композиция – общий, средний и крупный (лицо) планы.

Деталь, лицо, голова – портретный план,

Крупный план – голова и плечи,

Средне-крупный – фигура до верхней половины груди,

первый план – до пояса,

средний план – ¾, фигура до колен,

Средне-общий – фигура целиком с небольшим пространством вверху и внизу,

Общий – фигура занимает от ¾ до ½ высоты экрана.

Ракурс – в переводе с фр. Сокращать, укорачивать. Передает разноудаленные от объектива части предмета в разных масштабных соотношениях, искажая их привычную форму в соответствии с законами построения перспективы.

Ориентация в пространстве – самая очевидная роль ракурсной съемки.

Виды съемки:

• панорамная съемка, движение за объектом,

• трансфокаторная съемка (осуществляются наезды, отъезды, приближая и удаляя объекты с помощью одной кнопки на видеокамере).



По двухтомнику «Радиотелевизионная журналистика в системе профессиональных координат», факультет журналистики СПбГУ, 2002, часть 1

Виды монтажа:

Технический – механическое соединение отснятых кусков киноленты.

Конструктивный – осмысленное соединение кадров таким образом, чтобы между ними существовала очевидная связь.

Художественный – соединение кадров, которое обеспечивает их образную связь.

Параллельный – соединения кадров, отснятых в разное время в разных местах, чтобы выявить взаимосвязь двух различных действий, происходящих одновременно.

Перекрестный – чередование двух или нескольких действий, которые показываются как параллельные, хотя в действительности могут происходить и не одновременно.

Ассоциативный – его цель – выявление внутренних субъективных связей.

4.Цветовая палитра.

Настройка камеры на цветовую температуру главного источника цвета осуществляется с помощью баланса белого. Для этого оператор просит подержать перед камерой белую бумажку. И делает наезд.

Цвет может решать и пространственные задачи. Психологически нам кажется, что:

• красно-оранжевые и желтые тона располагаются ближе,

• а синие, голубые и зеленые – дальше.

Есть еще эмоциональная или эстетическая функция цвета:

• Чистые цвета вызывают положительные эмоции, смешанные – ощущение перехода, напряжения.

• Пластическая образность экрана.

5. Свет – это первоэлемент изображения. Функции света:

• информационная (это значит, все видно, простите за тривиальность),

• пространственная (видно, какой длины тень, теоретически можно узнать, который час:).

• Свет несет эмоциональную нагрузку и выявляет цветовую палитру.

Немного физики. Свет – это поток лучистой энергии. Световой поток измеряется в люменах.

Освещенность – это поверхностная плотность светового потока, Освещение бывает:

• светотеневое – в ясную погоду

• бестеневое – в пасмурную и локальное – в сумерках под фонарем.

• Силуэтное получается, когда освещена только глубина пространства, а объекты на переднем плане затемнены.

Виды света:

• Рисующий свет выявляет форму, самый яркий.

• Заполняющий свет или подсветка – уменьшает глубину теней и создает световой баланс – соотношения яркости света и тени,

• контровой свет или контражур – отделяет объект от фона, освещает сзади и находится чуть выше объекта чтобы не попасть в кадр.

• Моделирующий свет – узкие пучки света линзовых приборов, получаются пятна и блики которые лучше подчеркивают ощущение объема и психологическое состояние героя.

• Фоновый свет – ставится так, чтобы можно было снимать общие, крупные и средние планы без перестановки осветительных приборов.

• Эффектный свет – способы обозначения в кадре отраженного источника света. Свечи, костер, солнце, свет цветной наружной рекламы пятнами лежащий на лицах и т. д.

• Динамический свет – эффектный свет в движении.



Радиогазета РОСТА 1920 гг





КАТЕГОРИИ:

Network | английский | архитектура эвм | астрономия | аудит | биология | вычислительная математика | география | Гражданское право | демография | дискретная математика | законодательство | история | квантовая физика | компиляторы | КСЕ - Концепция современного естествознания | культурология | линейная алгебра | литература | математическая статистика | математический анализ | Международный стандарт финансовой отчетности МСФО | менеджмент | метрология | механика | немецкий | неорганическая химия | ОБЖ | общая физика | операционные системы | оптимизация в сапр | органическая химия | педагогика | политология | правоведение | прочие дисциплины | психология (методы) | радиоэлектроника | религия | русский | сертификация | сопромат | социология | теория вероятностей | управление в технических системах | физкультура | философия | фотография | французский | школьная математика | экология | экономика | экономика (словарь) | язык Assembler | язык Basic, VB | язык Pascal | язык Си, Си++ |