Система жанров телерадиожурналистики.
По книжке Т.В.Васильевой, Осинского и Рукавишникова «Теле- и радиоинформация», 1987
И еще по книжке отв.ред. Юровский «Телевизионная журналистика», 1994
Жанр – исторически определившийся тип отображения реальной действительности обладающий рядом относительно устойчивых признаков.
1. Информационные – заметка(сюжет), выступление, интервью, репортаж.
Заметка – излагает факт
Репортаж – жанр публицистики оперативно сообщающий о каком-либо событии, очевидцем или участником которого корреспондент является. Виды репротажа:
А) по содержанию - событийный и проблемный,
Б) по степени участия репортера:
• трансляция,
• комментированный репортаж (репортер в кадре и за кадром),
• инсценированный репортаж,
В) по технике передачи:
• прямой репортаж,
• кино- и видеорепортаж,
• консервированный – предварительно снятый на пленку.
Отчет – протокольная фиксация события, может идти в эфир без монтажа, разве что сокращенное.
Выступление – когда говорящий в кадре – основной и чаще единственный объект показа
Интервью – проблемное, портретное, информационное
2.Аналитические – беседа, комментарий, корреспонденция, обозрение
Беседа – это жанр аналитической публицистики решает крупные проблемы социальной и другой жизни общества. Журналист должен обладать информацией о проблеме. Не только задавать вопросы собеседнику, но и комментировать, давать оценку
Комментарий – одна из форм оперативного аналитического материала разъясняющего смысл актуального общественно-политического события, документа.
Обозрение - строго фактологично, обозреватель рассматривает факты в их взаимодействии. Отличается от комментария широтой исследования, нередко ограничено хронологическими рамками.
Корреспонденция – жанр разрабатывается на конкретном материале актуальной проблемы в достаточно ограниченном масштабе.
Дискуссия – столкновение различных мнений, включает аудиторию в обсуждение, обладает высоким познавательным потенциалом.
3.Художественные – зарисовка, очерк, эссе, фельетон, памфлет.
Зарисовка – жанр художественно-документальной публицистики, посвященный отдельным личностям, событиям. Темы – один факт из жизни героя, все начинается с факта и через него виден характер главного героя. Образность преобладает над информационностью.
Очерк – создание типического образа нашего современника .
3 типа очерка – портретный, путевой, проблемный.
В основе лежит человек или группа людей. Автор то же герой очерка.
В радиоочерке не рассказывют о человеке, а показывают через поступки и мысли.
Выразительные средства: Могут использоваться куски интервью, репортажа. Не может быть вымысла. Отражает более или менее длительный временной процесс.
Композиция – посвящена крупным событиям или личностям, как правило творческим (типа “Проблема Руси в творчестве Некрасова”). В основном и звучит их творчество (напр. Читают стихи). Могут быть литературно-музыкальные композиции.
Фельетон (сатирические жанры – еще памфлет) – посвещен егативным сторонам или личностям. Может быть документальным, или постановочным. “Телевизионный ёж” , “Фитиль” “Итого”
Документальный Фильм – Крупным политическим или другим событиям, личностям. Строится на документах или документальных записях. Например: 1945 –“900 дней” - 60 минут, журналист рассказывает как Ленинград прожил блокаду – все в документах объединенных общим журналистским текстом.
Эссе – жанр глубоко персонифицированной журналистики, сочетает подчеркнуто индивидуальную позицию автора с непринужденным, подчас парадоксальным изложением, ориентированным на разговорную речь.