Речевые особенности интервью
Коммуникативная ситуация, порождающая этот жанр, достаточ¬на проста, очевидна: есть человек, представляющий для читателя интерес как источник инфы или как личность, кот отвечает на вопросы.
В процессе создания газетного интервью создаются две речевые фактуры. Первая речевая цепочка порождается в процессе беседы журналиста и интервьюируемого. Существует мате¬риально в виде записи. Затем этот текст пе¬рерабат журналистом и созд новый текст, предназна¬ченный для печати. И этот второй текст создается уже по законам письменной речи. Все сказанное говорит о том, что текст газетного интервью - это текст, построенный по законам письменной, причем очень часто книж¬ной, речи. Основная фактура речи по возмож¬ности сохраняется максимально. Исправляется только то, что не соответствует нормам письменной речи.
Если говорить о том, какие типы интервью могут быть противопоставлены в стилевом аспекте, то здесь можно выделить прежде всего два типа. Первый тип – информацион интервью, ориентированное на получение информации, характер которой не имеет прямого отношения к личности интер¬вьюируемого.
Другой тип - портретнное интервью о личности интервьюируемого. Здесь представляет интерес внутренний мир человека, его при¬страстия, привычки.
Информац интервью - способ организации газетного текста, монологического по своим сущнос¬тным характеристикам. Диалогич форма облегчает восприя¬тие. Вопросы выполняют функцию заголовков. Встречаются ситуации, когда интервью делается из уже имеющейся публикации без участия интервьюируемого. Речевая ткань интервью м. б. лишена примет разговорности. Поэтому можно посмот¬реть на информационное интервью не как на традиционный жанр, а как на способ подачи содержания, речевого материала.
Портретное интервью имеет другую речевую при¬роду. Интересна сама личность, ее мнения, взгляды, оценки, внутренний мир.
Здесь иные речевые отношения между журналистом и собеседником. Если в инфор интервью речь собесед¬ника направлена только на предмет разговора, то здесь собеседник свободно переходит от предмета речи к личности журналиста.
Здесь есть речевые действия, кот в монологич речи не встречаются и характерны для устной разговорной речи: Вопрос – подтверждение, вопрос – отрицание, выражение журналистом несогласия, провоцирующего разъяс¬нение собеседника.
В портр интервью ярко выраженное личностное начало. Причем для его выражения используются ре¬сурсы как разговорной, так и книжной речи. Разговорность предполагает коммуникативную близость, лич¬ностный, а не официальный характер общения. Разговорные синтаксич кон¬струкции генерируют в сознании читающего разговорные интона¬ции: неполн предложения, простые, нераспространен, экспрессивная ритмическая организацию текста (парцелляция, например).
Итак, газетное интервью - это прежде всего форма организа¬ции содержания различных материалов, которые по своим функци¬ям могут быть как чисто информационными, так и аналитическими, иногда с компонентами изобразительности. Степень выраженности личностного начала, соответственно, может колебаться в большом диапазоне.