Принципы и виды верстки современной периодики
План диктовки:
1. Определение верстки и Макета.
2. Виды верстки и законы газетной композиции по пунктам.
3. Читать, начиная с заголовка «Верстка»
4. Останиться время, читать про макет – это дополнительно, но Самолетов любит в нем капаться.
Определение:
Верстка – один из основных процессов полиграфического производства, в ходе которого печатное произведение приобретает окончательный вид. От качества ее выполнения прямо зависит качество журнала или газеты.
Или
Верстка — это процесс размещения текстовых и иллюстративных блоков по полю формата с учётом дизайна макета и требований правописания. С появлением компьютерных технологий процесс верстки переместился из типографии в редакцию и по времени совместился с процессом макетирования.
ТУТ ПРО МАКЕТИРОВАНИЕ (ЧИТАТЬ ПОСЛЕ «ВЕРСТКИ», ЕСЛИ ВРЕМЯ ОСТАНИТСЯ. Дать сначала только определение макета)
После вычитки рукописей и подготовки оригиналов начинается процесс макетирования газеты. Макет – это чертеж газеты, графическое изображение расположения материалов на газетной полосе. Расчет макета – работа чрезвычайно трудоемкая. Нужно точно рассчитать, сколько места займет тот или иной материал, и затем разместить его с учетом значимости информации, основных законов и принципов газетного дизайна (о которых я скажу позже). Понятно, что вид макета, объем газетных полос определяются прежде всего размерами бумажного листа, на котором печатается то или иное издание.
В учебно-методическом пособии С. Самолетова «Как делается газета?» рассматривается следующий аспект производства газеты:
«большинство российских газет использует европейскую систему форматов бумаги. За единицу измерения в этой системе принят так называемый печатный лист. Его размеры (840X1189 мм – это так называемый нулевой формат (А0)) определены не случайно, а с учетом следующих условий:площадь печатного листа должна быть равна одному кв метру;отношение ширины к высоте должно быть таким, чтобы при складывании листа пополам и переходе в следующий формат это отношение оставалось неизменным. Такому условию удовлетворяет лист бумаги, у которого стороны относятся друг к другу, как 1 : 1,41.
Лист бумаги с такими размерами в газетной практике не применяется. Лист А1 (594X840 мм) – половина А0 также не используется. Самым крупным форматом является А2 (420X594 мм) – четверть печатного листа. На этом формате печатаются «Известия», «Коммерсант», «Санкт-Петербургские ведомости», «Вести», «Вечерний Петербург».
Но самым распространенным форматом является А3 (297X420).
Формат А4 (210 X297 мм) – в данном виде выходит большая часть малотиражных газет.
Необходимо сказать, что в зависимости от формата бумаги и соответствующего ему формата газетной полосы определяются формат и число газетных колонок. А2 – восьмиколонная верстка. А3 –газеты приняли пятиколонную верстку,. С укрупнением кегля набора (с 8 до 8,5 – 10 пунктов - корпус) – многие газеты вернулись на пятиколонную верстку, а некоторые стали верстать на четыре и три колонки. А4 – применяется трехколонная и четырехколонная верстка.
При этом не следует забывать, что главным требование при определении формата колонки является удобочитаемость текста; сегодня это условие обеспечивается далеко не всегда.
Формат листа и число колонок, принятые в том или ином издании, фиксируется в макетном бланке. Макеты бывают двух видов – расклейные и графические. Расклейные – по своим размерам точно соответствуют формату газетной полосы. Сделанные в типографии оттиски материалов наклеивались на полосы – таким образом выклеивался макет. Но его изготовление требует большого количества времени. Ему на смену пришел графический макет. Графический макет выполняется на специальном бланке, расчерченном по вертикали и горизонтали, так, чтобы число строк и колонок строго соответствовало формату газетного листа.
На макете указывают:
1. Название (1ая полоса)
2. графически -Текстовые материалы
3. Заголовки
4. Всевозможные изобразительные средства (иллюстрация и пр.) + подписи под снимком
5. Разделительные элементы ( линейки, маркеры, воздух)
6. размер, насыщенность, наклон, плотность и гарнитуру шрифта,
7. а также высоту строк. расстояние между горизонтальными линиями на макете = в основном 5 строкам.
Ускорить макетирование позволяет модульная сетка – система вертикальных и горизонтальных линий, своеобразный каркас, определяющий структуру полосы. Вертикальные линии определяют формат колонок и пробелы между ними, горизонтальные – единицы информации, место постоянных элементов на полосе.
ВЕРСТКА
Составив план-макет, на полосе располагают (верстают) материалы. Верстка - Это один из наиболее сложных процессов, обеспечивающий при соблюдении обязательных техничиских правил стилевое и техническое единство оформления и художественную целостность издания, соответствие каждой полосы как ее содержанию, так и общему принципу оформления издания.
Виды верстки:
1.По конфигурации материалов:
А)прямая (каждый материал – прямоугольник, колонки одинаковы по высоте – скучно) (Разновидностью прямой верстки считается так называемая брусковая: заголовок всегда ставится на всю ширину набора с минимальными боковыми отступами)
Б) ломаная (преобладают материалы ступенчатой формы, колонки разновелики по высоте или широкий формат текста сменяется на узкий – трудно, но динамизм)
В) Смешенная
Прямая верстка спокойнее и проще ломанной и смешанной в восприятии читателями. Большинство русских газет строится по методу прямой верстки. Сдержанный характер.
2. По соотношению высоты и ширины материала:
А) горизонтальная
Б) вертикальная
В)горизонтальная с вертикальными пересечениями
Г) вертикальная с горизонтальными пресечениями (в последних двух случаях можно говорить, о перпендикулярной верстке, так как преимущество горизонталей и вертикалей не всегда поддается учету)
3. По расположению материалов относительно центра полосы (вертикальной или горизонтальной линии, делящей полосу на 2 части):
А)Симметричная. Симметричная верстка, если она не формальна, графически уравновешивая противоположные части полосы, уравнивает и их содержательную значимость.
Б)Асимметричная. Асимметрия, благодаря своему динамизму, подчеркивает главное на полосе.
4. По ширине колонок материала:
А) постоянная (одинаковое количество колонок одного размера)
Б) переменная
Виды верстки иллюстраций
1. Открытая (текст отдельно, фото отдельно)
2. Закрытая – текст с 3 всех сторон
3. Глухая – текст со всех сторон, но это не удобно.
4. Вразрез – текст потом фото, потом опять текст – то есть фото делит текст на части)
5. В оборку – фотка в углу – с 2 сторон огибает текст.
Законы газетной композиции:
1. Закон пропорции – наилучшим образом смотрятся материалы, разверстанные по принципу золотого сечения (длина отрезка большей части должна относиться к меньшей так же, как большая часть к меньшей – математический ряд Фибоначчи 3:5, 5:8, 8:13 и т.д.). Наилучшим образом смотрится на полосе материал, разверстанный по принципу «золотого сечения» (1:1,62). В этих пропорциях бывают выдержаны и основные составляющие газетной формы: ширина и высота полосы, ширина и высота большинства букв шрифтов нормального начертания.
Но я лично это понимаю (и так советуют известные дизайнеры), что на полосе должно быть понятно, что главное, что второстепенное по размеру фото (иллюстрации), заголовков. Плохо, когда на полосе 3-4 фото одинакового размера. Лучше, когда одно большое, другое меньше - и, видимо, должно отличаться по размеру как раз по этим пропорциям, и + 2 небольшие иллюстрации. То же самое и с размером заголовка.
Еще, насколько я помню, Мартиров говорил, что отличаться по размеру иллюстрации должны в разы, иначе это не имеет смысла.
2. Закон контраста – расположенные рядом элементы оформления нужно оформлять контрастно.
3. Закон ритма – должен присутствовать некий римт, повтор элементов оформления.
4. Закон равновесия – все элементы оформления имеют разный вес – и их на полосе нужно уравновешивать. Если вверху расположена иллюстрация, то уравновесить ее внизу может большой материал.
Размещение материалов на газетной полосе взаимосвязано с таким понятием, как зоны читательского внимания:
61 %
39%
41% 20%
25% 14%
Заключение:
Широкое внедрение в начале 90-х гг. в редакционную практику компьютерных настольных редакционно-издательских систем вновь ставит проблему оформления отечественной газеты. Газетный дизайн рассматривается как средство конкурентной борьбы на информационном рынке. Газетный дизайн – это процесс конструирования газеты как печатного издания и предпечатной подготовки к ее тиражированию на полиграфпредприятии. Газетный дизайн предполагает сочетание трех принципов
1. удобства (чтения для читателей, создания и оформления для журналистов, полиграфического исполнения - для полиграфистов);
2. экономичности (экономии времени и средств для читателей, журналистов и полиграфистов);
3. красоты (исторически сложившихся пропорций между частями целого, вызывающих у людей удовлетворение, а не раздражение).
Эти принципы можно успешно использовать в качестве средств конкурентной борьбы и выживания. При компьютерной верстке газеты используется англо-американская типометрия (1 пункт = 0,353 мм) вместо применявшейся ранее европейской (1 пункт = 0,376 мм). Для новой типометрии рекомендуется кегль набора текста 9 или 10, гарнитура набора – «газета», «таймс» и др. шрифты первой группы. Формат колонки такой, чтобы в строке умещалось не менее, в среднем, 6 слов или 41 печатного знака, а число колонок на полосе было нечетным.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СВЕДЕНЬЯ. Если будет время
Специфические термины, применяемые при верстке:
на открытие (левый верхний угол полосы)
на отлет (правый верхний угол)
стояк (две-три колонки сверху донизу)
чердак (верхняя часть полосы)
подвал (нижняя часть)
подвал на разворот (или «нараспашку)
внакрут (подборка материалов на одну тему, внутри блока из двух-трех колонок заметки идут одна за другой)
мельница, или вертушка (два крупных материала уравновешивают друг друга по диагонали).