шпаргалка

Иллюстративные формы на газетной (журнальной) полосе

[ Назад ]



Иллюстрация в буквальном переводе озночает «освещение», «пояснение», «наглядное изображение» Иллюстрация поясняет текст, дополняет его, помогает читателю лучше усвоить и понять содержание прочитанного.



Иллюстрация – один из способов создания у читателя визуального образа, помогающего зрительно представить событие или облик героя публикации, о котором идет речь в текстовом сообщении.

Появление фотографии не только расширило эти возможности, но и дополнило арсенал журналистики еще одним мощным документальным инструментом, однозначно свидетельствующим о факте произошедшего: снято – значит было. Эта способность фотографического изображения очень быстро продвинула фотографию с позиций иллюстрирования к собственно информированию о происходящем. Текст при этом стал выполнять подчиненную функцию, комментирующую. «Одна фотография, сопровожденная десятью словами, может сказать больше, чем десять тысяч слов,» – говорил знаменитый американский фотограф Эдвард Стейхен.



Фотография– важнейший элемент оформления газетной полосы. Сейчас существует большая проблема – бытует точка зрения, что лучше плохая фотография, чем никакой вообще. Хотя основная функция иллюстрации – информировать, а не украшать. Жанр газетной фотографии – фотография с места события.

Требования к фотографиям:

• Она должна быть профессиональной по качеству и соответствовать тематике полосы.

• Наиболее привлекательными снимками считаются фотографии, где объект в движении.

• Статичные снимки – для особых случаев (если есть особая задумка).

Верстка иллюстраций – два метода:

• комплексный (групповой) – когда множество иллюстраций связаны одним сюжетом. Снимки образуют единый иллюстративный образ (единый иллюстративный блок в центре или вверху).

• Раздельный метод верстки – каждая фотография представляет самостоятельный материал.

Квадратных форм фотографий сегодня стремятся избегать. Обычно форма прямоугольника. Фотографии часто помещают внутрь текста – из снимка получается вырезанная по контуру картинка-наклейка.

Говоря об иллюстрациях в периодических изданиях, мы говорим об информационном материале, основным жанром, конечно, остается фотография (и такие жанры фотожурналистики, как фотопортрет, фоторепортаж, фотосерия, фотоочерк). Фотография должна соответствовать содержанию полосы, быть профессиональной по качеству оформления, технического исполнения. Но не менее часто используется графика (рисунки, карикатуры)

графика

В прессе существует себе еще одна разновидность иллюстрации – инфографика – всевозможные рисованные иллюстрации-схемы, схемы, диаграммы, карты облегчающие представление «технологии» происшедшего. Пространственно реконструированный механизм события позволяет читателю-зрителю максимально точно и максимально быстро разобраться в ситуации, например в аварии самолета, ограблении банка, реконструкции здания и т.п.

Инфографика переводит на язык зрительных образов и делает наглядными самые сложные ситуации, объяснение которых практически невозможно одними лишь словами. Внедрение в редакционную практику компьютеров и спец программ для изображения значительно облегчило эту задачу журналистам, позволило самые сложные схемы-конструкции рисовать максимально быстро, что крайне необходимо при оперативной передаче информации.

Графика – привлекательный элемент издания. Но это не элемент декора. К графическим иллюстрациям относят:

• Рисунки (карикатуры)

Информационная графика (карты, таблицы, диаграммы) – также этот компонент называется инфографика

Заключение

Учитывая специфические способности каждой разновидности, можно создавать синтетические сообщения, состоящие из этих компонентов, что дает возможность наиболее адекватно информировать читателя о событиях, происходящих в окружающем нас мире.

Фотоочерки и фоторепортажи

Еще больше повествовательные функции изображения стали реализовывать себя в различных сюжетно-серийных жанрах фотожурналистики (фоторепортаж, фотосерия, фотоочерк). Как справедливо заметил французский исследователь Метц, переход от одного изображения к нескольким есть переход от изображения к речи. Дополненный кратким словесным комментарием фоторяд является повествованием, доступным самой широкой аудитории, более того, он часто не нуждается в подписи и м.б. понятен людям разных языковых культур.

Одной из важнейших характеристик серийных фотографических жанров, в т.ч. фотоочерка и фоторепортажа – является единая тематическая сюжетная связь. Чтобы она появилась, необходимо знать архитектонику тех или иных жанров, в основе которых лежит композиционный монтаж фотографий, с помощью которого устанавливаются структурные, смысловые, эмоциональные и эстетические связи. Монтаж начинается с процесса отбора фото для печати, отобрав наиболее удачные, автор несет их бильдредактору. Фотографии редко бывают равнозначными – одни более существенны для реализации заданной идеи, другие выполняют вспомогательную роль.

В процессе выбора метода иллюстрирования печатного издания, а следовательно, и монтажа фотографий в целом, решают в основном два вопроса: во-первых, можно ли использовать данные фото в данном издании, во-вторых, нужно ли включать их в данный конкретный номер.

Фотография имеет двоякую природу. С одной стороны она – достаточно объективное свидетельство реально происходящих фактов и явлений, с другой – свидетельство субъективной оценки этих самых фактов и явлений собственно фотографом. Привычное же деление снимков на документальные и художественные имеет смысл лишь тогда, когда мы по каким- то причинам хотим отметить явное преобладание лишь одного из этих начал (документальное заключено в том ЧТО изображено, а художественное КАК это сделано). Для фотоочерка характерны эмоциональная насыщенность, тесное взаимодействие документального и художественного начал.

Доп. вопрос – какой из видов иллюстрации является главной и почему?

Фотография. Т.к. основное свой-во документальность. «Одна фотография, сопровожденная десятью словами, может сказать больше, чем десять тысяч слов,» – говорил знаменитый американский фотограф Эдвард Стейхен. Хотя фотография имеет двоякую природу. С одной стороны она – достаточно объективное свидетельство реально происходящих фактов и явлений, с другой – свидетельство субъективной оценки этих самых фактов и явлений собственно фотографом

6. Производство и выпуск издания. Основные этапы.

Первый этап – сбор информации подготовка материалов. При этом журналист обязан обеспечить фактологическую точность материалов – проверить фамилии, даты, фактические и цифровые данные. Придумать заголовок, подзаголовок, лид возможно - рубрику. Если необходимо, найти архивные редкие фотографии. После распечатки текста, вычитать его внимательно. Затем заполнить «паспорт» материала – «паспортом» называется специальный бланк, прикрепляемый к материалу и содержащий информацию – его заголовок, объем, имя автора и подписи ответственных лиц. Затем материал поступает к заведующему отделом, который визирует его. После этого все материалы распределяются по полосам выпускающим редактором (отвечающим за выпуск данной полосы или номера). Затем ответственный секретарь готовит макет выпуска всего номера в целом.

Объем материала должен соответствовать его значимости. В пределах одной полосы в заголовках над материалами одно и то же слово нельзя использовать дважды. В секретариате жуналисткий текст превращается в оригинал – особый вид газетной документации, который применительно к журналистскому материалу обозначает отредактированный, вычитанный, технически обработанный текст, утвержденную всеми ответственными лицами редакции. Оригиналами называют также оригиналы иллюстраций, заверенные соответствующим образом и принятые к публикации. оригинал является документом, обладающим определенной юридической силой. В секретариате текст подвергается дальнейшей обработке: на полях указывают название и кегль шрифта, которым необходимо набрать текст, формат набора, в тексте отмечаются участки, которые необходимо выделить.

Второй этап – макетирование (НИЖЕ ЕСТЬ ОБ ЭТОМ).

Особый вид оригиналов – оригинал-макет. Это оригинал, каждая страница которого по всем своим элементам совпадает со страницей будущего произведения печати. Сегодня редакционная часть подготовки материала заканчивается выпуском оригинал-макетов. Они подписываются редактором газеты и служат основой для изготовления офсетных печатных форм. После вычитки рукописей и подготовки оригиналов начинается процесс макетирования газеты. Макет – «чертеж газеты», наглядное изображение полос. Расчет макета – зависит от размера бумажного листа

Третий этап – верстка (НИЖЕ ЕСТЬ ОБ ЭТОМ) Оригиналы материалов и макеты полос сдаются в типографию, где производиться набор текстов и верстка.

Четвертый этап – корректура. Готовые полосы выводятся на печать, затем идет процесс корректуры – это процесс выявления и исправления ошибок в тексте и недостатков изготовления печатной формы, подготовленной для размножения типографским или любым другим способом. Существует два вида корректуры – типографская (техническая) и редакционная (содержательная).

Типографская корректура – в ее задачи входит обеспечение точное выполнение редакционного заказа с точки зрения качества полиграфического исполнения. Типографский корректор редко вникает в содержательную часть текстов. Он следит за правильностью расположения страниц, их нумерацией, версткой иллюстраций.

Редакционная корректура – производится редакционным корректором. Это, прежде всего, корректура содержательная. Это вычитка и исправление материалов При проведении корректуры корректор использует целый ряд профессиональных методов и средств. Выделяют различные способы чтения текста:

• Чтение-сличение (получив оттиск полосы, корректор обязан сличить содержание текста с оригиналом. При этом применяется один из двух методов – чтение в одиночку или чтение вподчитку. Чтение в одиночку – корректор сравнивает оттиск материала и оригинал. Но этот процесс достаточно трудоемкий. Поэтому применяется метод чтения вподчитку. Подчитчик читает текст корректору вслух.

• Сквозное смысловое чтение – проводится на втором этапе корректуры, после завершения проверки орфографии и пунктуации.

• Чтение-сверка – после получения оттиска корректор смотрит лишь на те участки текста, где были исправления.

• Вертикальный просмотр – метод корректуры для унификации всех однородных элементов – например, р., рубль, руб. и т.п.

При корректуре – использование знаков корректуры. Порядок проведения корректуры включает следующие этапы:

1. вычитка оригиналов (перед сдачей в набор).

2. первая корректура (если формат А2 – на первую корректуру подаются оттиски материалов – это корректура в гранках. Формат А3 – корректура в сверстанных полосах. Выявляется большая часть ошибок. Все исправления называются «исправления в отступления от оригинала».

3. вторая корректура (оттиски возвращаются в типографию, где в полосы вносится правка. Затем процесс вторичной корректуры. Здесь проверяются даты, выходные данные номера. Производится сквозное смысловое чтение текстов).

4. сверка для подписания в печать.



ДОП. СВЕДЕНИЯ. САМОЛЕТОВ ГОНЯЕТ ПО МАКЕТУ ЧАСТО!!!!!!!



Макет делает – ответственный секретарь.



О МАКЕТЕ



После вычитки рукописей и подготовки оригиналов начинается процесс макетирования газеты. Макет – это чертеж газеты, графическое изображение расположения материалов на газетной полосе. Расчет макета – работа чрезвычайно трудоемкая. Нужно точно рассчитать, сколько места займет тот или иной материал, и затем разместить его с учетом значимости информации, основных законов и принципов газетного дизайна (о которых я скажу позже). Понятно, что вид макета, объем газетных полос определяются прежде всего размерами бумажного листа, на котором печатается то или иное издание.

В учебно-методическом пособии С. Самолетова «Как делается газета?» рассматривается следующий аспект производства газеты:

«большинство российских газет использует европейскую систему форматов бумаги. За единицу измерения в этой системе принят так называемый печатный лист. Его размеры (840X1189 мм – это так называемый нулевой формат (А0)) определены не случайно, а с учетом следующих условий:площадь печатного листа должна быть равна одному кв метру;отношение ширины к высоте должно быть таким, чтобы при складывании листа пополам и переходе в следующий формат это отношение оставалось неизменным. Такому условию удовлетворяет лист бумаги, у которого стороны относятся друг к другу, как 1 : 1,41.

Лист бумаги с такими размерами в газетной практике не применяется. Лист А1 (594X840 мм) – половина А0 также не используется. Самым крупным форматом является А2 (420X594 мм) – четверть печатного листа. На этом формате печатаются «Известия», «Коммерсант», «Санкт-Петербургские ведомости», «Вести», «Вечерний Петербург».

Но самым распространенным форматом является А3 (297X420).

Формат А4 (210 X297 мм) – в данном виде выходит большая часть малотиражных газет.

Необходимо сказать, что в зависимости от формата бумаги и соответствующего ему формата газетной полосы определяются формат и число газетных колонок. А2 – восьмиколонная верстка. А3 –газеты приняли пятиколонную верстку,. С укрупнением кегля набора (с 8 до 8,5 – 10 пунктов - корпус) – многие газеты вернулись на пятиколонную верстку, а некоторые стали верстать на четыре и три колонки. А4 – применяется трехколонная и четырехколонная верстка.

При этом не следует забывать, что главным требование при определении формата колонки является удобочитаемость текста; сегодня это условие обеспечивается далеко не всегда.

Формат листа и число колонок, принятые в том или ином издании, фиксируется в макетном бланке. Макеты бывают двух видов – расклейные и графические. Расклейные – по своим размерам точно соответствуют формату газетной полосы. Сделанные в типографии оттиски материалов наклеивались на полосы – таким образом выклеивался макет. Но его изготовление требует большого количества времени. Ему на смену пришел графический макет. Графический макет выполняется на специальном бланке, расчерченном по вертикали и горизонтали, так, чтобы число строк и колонок строго соответствовало формату газетного листа.

На макете указывают:

8. Название (1ая полоса)

9. графически -Текстовые материалы

10. Заголовки

11. Всевозможные изобразительные средства (иллюстрация и пр.) + подписи под снимком

12. Разделительные элементы ( линейки, маркеры, воздух)

13. размер, насыщенность, наклон, плотность и гарнитуру шрифта,

14. а также высоту строк. расстояние между горизонтальными линиями на макете = в основном 5 строкам.

Ускорить макетирование позволяет модульная сетка – система вертикальных и горизонтальных линий, своеобразный каркас, определяющий структуру полосы. Вертикальные линии определяют формат колонок и пробелы между ними, горизонтальные – единицы информации, место постоянных элементов на полосе.



О ВЕРСТКИ



Составив план-макет, на полосе располагают (верстают) материалы. Верстка - Это один из наиболее сложных процессов, обеспечивающий при соблюдении обязательных техничиских правил стилевое и техническое единство оформления и художественную целостность издания, соответствие каждой полосы как ее содержанию, так и общему принципу оформления издания.

Виды верстки:

1.По конфигурации материалов:

А)прямая (каждый материал – прямоугольник, колонки одинаковы по высоте – скучно) (Разновидностью прямой верстки считается так называемая брусковая: заголовок всегда ставится на всю ширину набора с минимальными боковыми отступами)

Б) ломаная (преобладают материалы ступенчатой формы, колонки разновелики по высоте или широкий формат текста сменяется на узкий – трудно, но динамизм)

В) Смешенная

Прямая верстка спокойнее и проще ломанной и смешанной в восприятии читателями. Большинство русских газет строится по методу прямой верстки. Сдержанный характер.

2. По соотношению высоты и ширины материала:

А) горизонтальная

Б) вертикальная

В)горизонтальная с вертикальными пересечениями

Г) вертикальная с горизонтальными пресечениями (в последних двух случаях можно говорить, о перпендикулярной верстке, так как преимущество горизонталей и вертикалей не всегда поддается учету)

3. По расположению материалов относительно центра полосы (вертикальной или горизонтальной линии, делящей полосу на 2 части):

А)Симметричная. Симметричная верстка, если она не формальна, графически уравновешивая противоположные части полосы, уравнивает и их содержательную значимость.

Б)Асимметричная. Асимметрия, благодаря своему динамизму, подчеркивает главное на полосе.

4. По ширине колонок материала:

А) постоянная (одинаковое количество колонок одного размера)

Б) переменная



Виды верстки иллюстраций

6. Открытая (текст отдельно, фото отдельно)

7. Закрытая – текст с 3 всех сторон

8. Глухая – текст со всех сторон, но это не удобно.

9. Вразрез – текст потом фото, потом опять текст – то есть фото делит текст на части)

10. В оборку – фотка в углу – с 2 сторон огибает текст.





КАТЕГОРИИ:

Network | английский | архитектура эвм | астрономия | аудит | биология | вычислительная математика | география | Гражданское право | демография | дискретная математика | законодательство | история | квантовая физика | компиляторы | КСЕ - Концепция современного естествознания | культурология | линейная алгебра | литература | математическая статистика | математический анализ | Международный стандарт финансовой отчетности МСФО | менеджмент | метрология | механика | немецкий | неорганическая химия | ОБЖ | общая физика | операционные системы | оптимизация в сапр | органическая химия | педагогика | политология | правоведение | прочие дисциплины | психология (методы) | радиоэлектроника | религия | русский | сертификация | сопромат | социология | теория вероятностей | управление в технических системах | физкультура | философия | фотография | французский | школьная математика | экология | экономика | экономика (словарь) | язык Assembler | язык Basic, VB | язык Pascal | язык Си, Си++ |