Философия марксизма
Марксистская философия была создана совместно двумя немецкими учеными Карлом Марксом (1818 – 1883) и Фридрихом Энгельсом (1820 – 1895) во второй половине XIX в. и является составной частью более широкого учения – марксизма, который наряду с философией включает в себя экономику (политэкономию) и социально-политическую проблематику (научный коммунизм).
Актуальной задачей для сегодняшнего марксизма является освобождение от догм и приспособление к современной эпохе, учет результатов научно-технической революции и реальности постиндустриального общества.
Возникновению марксизма и марксистской философии способствовали:
-предшествующая материалистическая философия
-бурный рост открытий в науке и технике
-крушение идеалов Великой французской революции
-нарастание социально-классовых противоречий и конфликтов
-ризис традиционных буржуазных ценностей
Главными произведениями основателей марксизма являются:
«Тезисы о Фейербахе» К. Маркса;
«Капитал» К. Маркса;
«Экономическо-философские рукописи 1844 г.» К. Маркса;
«Манифест Коммунистической партии» К. Маркса и Ф. Энгельса;
«Святое семейство» и «Немецкая идеология» К. Маркса и Ф. Энгельса;
«Диалектика природы» Ф. Энгельса;
«Анти-Дюринг» Ф. Энгельса;
«Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» Ф. Энгельса;
«Происхождение семьи, частной собственности и государства» Ф. Энгельса.
Диалектический и исторический материализм – основные направления марксистской философии.
Диалектический материализм.
В основу диалектического материализма Маркса и Энгельса была положена диалектика Гегеля, но на совершенно иных, материалистических (а не идеалистических) принципах. По выражению Энгельса, диалектика Гегеля была поставлена марксистами с «головы на ноги». Можно выделить следующие основные положения диалектического материализма:
основной вопрос философии решается в пользу бытия (бытие определяет сознание);
сознание понимается не как самостоятельная сущность, а как свойство материи отражать саму себя;
материя находится в постоянном движении и развитии;
Бога нет, Он является идеальным образом, плодом человеческой фантазии для объяснения явлений, непонятных человечеству, и дает человечеству (особенно его невежественной части) утешение и надежду; Бог не оказывает никакого влияния на окружающую действительность;
материя вечна и бесконечна, периодически принимает новые формы своего существования;
важным фактором развития является практика – преобразование человеком окружающей действительности и приобретение человеком самого человека;
развитие происходит по законам диалектики – единства и борьбы противоположностей, перехода количества в качество, отрицания отрицания.