Возникновение и развитие жизни на Земле. Проблемы решения вопроса о возникновении жизни.
Среди первых попыток человечества объяснить причины возникновения жизни следует назвать гипотезы самозарождения, основоположником которых был древнегреческий мыслитель Аристотель (384?322 до н. э.). Он полагал, что живое возникло из неживого под влиянием божественной силы ? энтелехии. Мыслители Древнего мира, Средневековья предполагали, что рыбы и лягушки возникают из ила, черви ? из гниющего мяса, гусеницы?из земли и т. д. Вплоть до середины 19 в. естествоиспытатели считали, что микроорганизмы зарождаются самопроизвольно.
Первое экспериментальное определение теории самозарождения было сделано итальянским ученым Ф. Реди (1626? 1698) в опытах с гниющим мясом (если не дать возможности мухам садиться на мясо, то их личинки, "черви", не развиваются).
С открытием микроорганизмов сторонники теории самозарождения стали утверждать о произвольном возникновении микробов. Против этих утверждений выступил французский ученый Л. Пастер, который показал в 1860 г., что питательные бульоны, освобожденные от микроорганизмов, могут сохраняться годами и в них не обнаруживаются никакие признаки жизни. После опытов Л. Пастера стало очевидным, что существующие формы жизни, какими бы простыми они ни были не могут возникать путем самозарождения. На основани этого предположения был выдвинут тезис об извечном существовании жизни во Вселенной и ее заносе на Землю из космоса. В 1895 г. с аргументацией данной точки зрения выступил шведский ученый С. Аррениус (1859-1927/ Высказывалось также предположение о заносе зародышей живых организмов на Землю с метеоритами, однако все попытки доказать это на фактах не увенчались успехом. Концепции вечности жизни и ее заноса на Землю не объясняли механизм возникновения жизни на других планетах Вселенной.
Принципиальное диалектико-материалистическое решение вопроса о сущности жизни на Земле дал Ф. Энгельс, который писал: "Жизнь есть способ существования белквых тел, и этот способ существования состоит по своем существу в постоянном самообновлении химических составных частей этих тел". Он охарактеризовал жизнь как одну из форм движения материи, а именно ? биологическую, находящуюся на более высоком уровне, чем механическая, физическая, химическая. Кроме того, Ф. Энгельс считал, что развитие живого из неживого является естественной закономерностью, что жизнь возникла из неживого в процессе эволюции нашей планеты на определенном этапе ее существования.
Современное представление о возникновении жизни на Земле базируется на двух принципиальных предпосылках: 1) жизнь не была занесена на Землю извне; 2) живые существа на Земле не могли возникнуть путем самозарождения.