ТЕАТР СРЕДНЕВЕКОВЬЯ.Литургическая и полулитургическая драма.
Одной из форм театрального искусства раннего средневековья ста-
ла церковная драма.Борясь против остатков античного театра,про-
тив сельских игрищ,церковь стремилась использовать действенность
театральной пропаганды в своих целях.Уже в IX веке театрализует-
ся месса,вырабатывается ритуал чтения в лицах эпизодов из легенд
о жизни Христа,о его погребении и воскресении.Из этих диалогов
рождается ранняя литургическая драма.Существовало два цикла та-
кой драмы-рождественский,рассказывающий о рождении Христа,и пас-
хальный,передающий историю его воскресения.
В рождественской литургической драме посредине храма ставили
крест,потом его заворачивали в черную материю,что означало погре-
бение тела господнего.
В пасхальной литургической драме разыгрывалась сцена трех Ма-
рий и ангела у гроба Христа (их изображали четверо священни-
ков).Ангел спрашивал:"Кого вы ищете в гробу,христианки?" Марии
хором отвечали:"Иисуса Назарянина,распятого,о небожитель!" И ан-
гел говорил им:"Его здесь нет,он восстал,как предсказал
раньше.Идите возвестите,что он восстал из гроба!" После этого хор
пел молитву,восхлавлявшую воскресение Христа.
Со временем литургическая драма усложняется,разнообразятся кос-
тюмы "актеров",создаются "режиссерскеие инструкции" с точным ука-
занием теста и движений.Всем этим занимались сами священники.
Устроители литургических представлений накопили постановочный
опыт и стали искусно показывать народу вознесение Христа и дру-
гие евангельские чудеса.Приближаясь к жизни и используя постана-
вочные эффекты,литургическая драма уже не привлекала,а отвлекала
прихожан от службы.Развитие жанра таило в себе его самоуничтоже-
ние.
Не желая отказаться от услуг театра и не будучи в силах совла-
дать с ним,церковные власти выводят литургическую драму из-под
сводов храмов на паперти.Нарождается полулитургическая драма (се-
редина XII в.).И тут церковный театр,формально находясь во влас-
ти духовенства,подпал под влияние городской толпы.Теперь она уже
диктует ему свои вкусы,заставляет давать представления в дни яр-
марок,а не церковных праздников,полностью перейти на родной,по-
нятный толпе язык.
Заботясь об успехе,церковники стали подбирать более житейские
сюжеты,и материалом для полулитургической драмы становятся биб-
лейские сюжеты,подверженные бытовому толкованию.Библейский леген-
ды подвергаются с течением времени поэтической обработке.Вводят-
ся и технические новшества:окончательно устанавливается принцип
симультанной декорации,когда одновременно показывается несколько
мест действия; увеличивается число трюков.
Однако,несмотря на все это,церковная драма продолжала сохра-
нять тесную связь с церковью.Драма ставилась на паперти,на цер-
ковные средства,ее репертуар составлялся духовными лицами (хотя
участниками представлений,наряду со священниками и миряне).
Так, причудливо объединяя взаимоисключающие элементы, церковная
драма существовала долгое время.