Театр эпохи эллинизма.
В эпоху эллинизма (VI-I вв. до н.э.) греческий театр классичес-
кой поры претерпел существенные изменения, касающиеся и драматур-
гии, и актерского исполнения, и архитектуры театрального зда-
ния. Эти изменения связаны с новыми историческими условиями.
В театре эллинистической эпохи по-прежнему ставятся комедии и
трагедии. Но от трагедий IV в. до н.э. сохранились лишь небольшие
фрагменты, и, по-видимому, художественные достоинства эллинистичес-
кой трагедии были невелики. Гораздо больше данных имеется для суж-
дения о комедии, так как до дошли целиком одна пьеса и несколько
отрывков из других пьес крупнейшего комедиографа того времени - Ме-
нандра.
Комедию эллинистической эпохи называют новой аттической (или
новоаттической) комедией. Время ее расцвета - конец IV-III в. до
н.э.В новой аттической комедии по-своему отразились измене-
ния, происшедшие в общественно-политической жизни Греции к середи-
не IV в. до н.э. На смену представлений о божественном миропоряд-
ке и вере в конечное торжество справедливости приходит убеждение
во всемогуществе случая. Жизнь человека, его личное счастье,общес-
твенное положение-все зависит от воли случая. Случай определяет
возникновение и решение конфликтов и в самой комедии, которая ста-
вит своей задачей воспроизводить современную ей жизнь только в
плане семейно-бытовых отношений. Большую роль в новой комедии иг-
рает мотив любви.
Авторы новой аттической комедии широко использовали психологи-
ческую теорию ученика Аристотеля Теофраста, согласно которой все
свойства характера проявляются во внешности человека и в его пос-
тупках. Физиогномические описания Теофраста несомненно влияли и на
оформление масок,помогавшим зрителям распозновать тот или иной
персонаж.
В новой комедии заметно влияние Еврипида. Близость многих его
героев к жизни, раскрытие их душевных переживаний-вот то,что но-
вая комедия взяла у Еврипида.
Основной особенностью новой комедии было отсутствие хора,кото-
рый был бы органически связан с развитием действия,-хор выступал
только в антрактах.В прологе новой комедии давалось краткое изло-
жение событий,что должно было помочь зрителю разобраться в слож-
ной интриге.
Другой особенностью новой комедии бала ее гуманно-филантропи-
ческая направленность.В лучших произведениях проводились передо-
вые идеи эллинистической философии.Несмотря на отсутствие полити-
ческой тематики,в новой комедии получали отражения такие важные
проблемы,как методы воспитания,отношение к женщине,к представите-
лям различных сословий,к чужестранцам.Причем постоянно проповедо-
вались более мягкие,более гуманные отношения между людьми.
Новая аттическая комедия пользовалась огромным успехом у публи-
ки.Зрителей привлекало то,как разрабатывается даже банальный сю-
жет или привычная маска:пружиной действия стала ловко устроенная
интрига, развитие которой велось тонко и искусно.