шпаргалка

Инвенция: отбор фрагментов действительности, таксономия.

[ Назад ]

Инвенция – ис-во добывания и предварительной систематизации материала, изобретение предмета речи. Инвен-ция тесно связана с миром вещей – это переход неречевой деятельности к речевой. Как идея превращается в мысль и как сделать так, чтобы эти мысли не мешали друг другу. Происходит отбор фрагментов действительно-сти.

Интерес бывает:

- общественный

- групповой

- индивидуальный.

Выбор фрагмента и есть собственно выбор аудитории, следовательно, неинтересных тем не бывает, т.е. уровень интереса к той или иной теме – это вопрос градуирования – правильной интерпретации предмета.

Говоря о чем-то, надо иметь 3 задачи:

- впечатление, которое он производит на слушателя – проблема нравственности говорящего и доверия к нему – проблема честности – риторический этос

- о слушателях и их страстях – риторический пафос

- о доводах – о доказательствах речи – риторический логос

Важную роль на этом этапе играет таксономия – учение о принципах и правилах классификации объектов. Она требует установления рангов, т.е. правильной градации, т.е. последующего включения класса в класс:

- естественная таксономия – включает собственные признаки классифицируемых предметов

- искусственная таксономия – предполагает вводимый извне принцип классификации

Нужно иметь в виду конкретную аудиторию. Но: нужно научиться думать, прежде чем научиться говорить. При составлении речи важна логика. Но: логическая речь – не всегда безупречна.

Идеи могут размножаться. Одна идея порождает другую.

Фазы инвенции:

1)ориентация – создание базы, каталогов эмпирического материала. Из каталога впоследствии черпаются сведе-ния. Эмпирический материал является результатом исследования темы, дает возможность выявить позицию, спектр интересов, тему. Фактов не бывает всегда столько, сколько нужно. Возникают 2 опасности: часть сущест-венных фактов может выпасть или, наоборот, взойдет несущественная часть фактов. Здесь составляется план те-мы.

2) выбор – этап самоограничения: отсекаются ненужные части. Идут в ход: главное, второстепенное, общеприня-тое, оригинальное, понятное-непонятное. Структура сопоставляется с топосом (какая модель нужна). Далее со-поставляем с материалом – доступный аудитории.

3) погружение – последовательная разработка темы – баланс между эмпирическим и энциклопедическим мате-риалом. Он достигается за счет сравнения. Т.е. здесь происходит снятие противоречий, заполнение пустот; гипо-теза (если есть) получает свою проверку.

В результате происходит определение размеров, пропорций материала. Тема предстает как единство некоторого количества аспектов, представленных на нескольких уровнях глубины (один аспект, а другие дополняют). Это развернутый план, на который ориентируются в ходе следующих этапов.

12) Принципы построения описательной речи (примеры).

Описание (начало).

1) обращение к предмету описания в живом и сильном чувстве.

2) указание на время дня или года.

3) место, где предмет находится или встречен – может быть представлена сначала общая картина, а после – вы-членение (усадьбы помещиков в гоголевских «Мертвых Душах»). Сделайте вид, что встретили предмет случайно.

Описание (середина):

1) описываем бездействующий предмет

2) описываем неодушевленный предмет, то смысловая модель – целая часть. Описываем с разных сторон, и по-лучаем целую картину.

3) предмет нравственный или отвлеченный. Уместно использовать модель род-вид.

4) герой, т.е. действующее лицо. Применяется смысловая модель свойства. Описывается либо действие, либо бездействие.

Важный топ – сопоставление.

Правила расположения: что вам нравится больше всего в этом предмете – то должно быть после. Все части пред-мета отделены и описаны последовательно порознь. НО: нужно избегать излишней детализации, выделить глав-ное свойство, которое делает предмет именно этим предметом. Избегать повторов. Описание (концовка): можно выразить эмоции, нравственная занимательная мысль или высокая разительная истина.

8) Смысловые модели.

Источниками изобретения, способами размножения является топос – общие места. А общие места и топосы – топика – отражает общие законы человеческого мышления.

Смысловые модели предполагают, что ритор сам может по моделям сделать речь.

Модели топов:

- род, вид – каждый объект – разновидность другого и сам состоит из разновидностей.

Смысловая модель определена. Кошанский говорит, что это труднейший и полезнейший источник. Это опреде-ление ясности речи, способствует оно непротиворечивости речи.

Нужно определить границы речи, т.е. о чем будем говорить. Нарочитая противоречивость способствует созданию афоризмов.

- целые части – каждую модель можно рассмотреть как часть целого, а целое как часть и говорить о каждой из них по отдельности. (ручку можно описать в общем, а можно по отдельности: колпачок, стержень)

Иногда размеры частей нарушаются и появляются гиперболы.

- свойства – это признаки предмета, его качества, функции. Рекомендуется отбирать наиболее существенные при-знаки предмета.

При описании свойств предмета не рекомендуется избегать выражений собственной оценки.

- сопоставление – все познается в сравнении: выделяем общие черты – это механизм сравнения. Разновидность сравнения – противопоставление.

- причина и следствие – любое обстоятельство может быть порождением чего-либо

2 типа причинно-следственных отношений:

1) цепочечный – одно вытекает из другого;

2) веерный – несколько причин дают следствие. Несколько следствий дают одну причину.

- обстоятельство, место, время

- пример, свидетельство – любое рассуждение подкрепляется примерами из той сферы, которая понятна слушате-лям

- имя – обращение к происхождению или смыслу слова (Владимир, но миром не владел)

10) Место диспозиции в речевом каноне.

Диспозиция – развертывание мысли. Изобретенные идеи связываются в пристойный порядок. Продумываем ком-позицию: начал, середина, концовка.

3 группы: описание, повествование, рассуждение.

13) Принципы построения повествовательной речи.

Повествование (начало):

1) непосредственное обращение к адресату

2) выражение общей мысли, а далее – ее раскрутка

3) может быть выражена мысль в афористичной форме.

4) место, время, действующие лица

Повествование (середина):

1) следование собственному порядку вещей

2) вырывается эпизод из середины и затем дается все сначала

3) все дается в обратном порядке.

Развязка должна быть в конце повествования.

14) Принципы построения рассуждающей речи.

Рассуждение (хрия). Хрия есть слово, которое изъясняет и доказывает краткую, нравоучительную речь или дей-ствие какого великого человека (Ломоносов)

Классическая хрия включает в себя 8 частей. Корень учения горек – а плод его сладок (Исократ)

1) приступ – должна быть похвала тому, кто слово сказал или дело сделал.

2) парафразис – изъяснение темы через распространение.

3) причина – присовокупляется достаточное доказательство.

4) противное – метод наоборот: что будет, если сделать по-другому.

5) подобие

6) пример

7) свидетельство: то же самое, что Сократ, утверждает Гесиод. Аналогия, подтверждение. Эта истина поддержи-вается авторитетным мнением.

8) заключение.

Есть свободная и искусственная хрия.



КАТЕГОРИИ:

Network | английский | архитектура эвм | астрономия | аудит | биология | вычислительная математика | география | Гражданское право | демография | дискретная математика | законодательство | история | квантовая физика | компиляторы | КСЕ - Концепция современного естествознания | культурология | линейная алгебра | литература | математическая статистика | математический анализ | Международный стандарт финансовой отчетности МСФО | менеджмент | метрология | механика | немецкий | неорганическая химия | ОБЖ | общая физика | операционные системы | оптимизация в сапр | органическая химия | педагогика | политология | правоведение | прочие дисциплины | психология (методы) | радиоэлектроника | религия | русский | сертификация | сопромат | социология | теория вероятностей | управление в технических системах | физкультура | философия | фотография | французский | школьная математика | экология | экономика | экономика (словарь) | язык Assembler | язык Basic, VB | язык Pascal | язык Си, Си++ |