ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ ИСТИНЫ
Истина рассматривает отношения сознания к внешнему миру.
Выделяют основные концепции истины: соответствия (корреспондент-ская), когеренции и прагматичности.
Платон и Аристотель определяли истину как соответствие наших знаний действительности.
Под когерентностью понимается взаимосоответствие высказываний (ка-кое-то утверждение считается истинным, если оно получено по строгим логи-ческим правилам из других предложений, ранее признанных истинными). Данную концепцию истины развивал Лейбниц, Спиноза, Нейрат, Гемпель.
Истина выражает не только результат правильного, верного отражения действительности в сознании человека, но и способ реализации его целей на основе оценочного отношения к объектам бытия, т.е. истина возможна в её неразрывной связи с практикой.
Все три концепции не отменяют, а дополняют друг друга, комбинируя элементы каждой из них.
Будучи характеристикой человеческого знания, истина существует в субъективной форме, а с точки зрения его объективного содержания истина не зависит от субъекта, от человека и человечества. Это есть объективная истина. Субъективный момент в истине так или иначе связан с объективной составляющей истины.
Всякое знание, взятое на том или ином историческом этапе развития, есть неполное, недостаточно точное представление о действительности, т.е. на каждом конкретном этапе познания мы имеем дело с относительной истиной.
Абсолютная истина: некоторые положения философии и науки, имеющие непреходящий характер (например, принцип несотворимости и неуничтожимости материи и движения); элементарные знания, которые носят постоянный характер (например: Скорина родился в 1490г.).
Динамичность и сложность познаваемых объектов обусловливают кон-кретность истины. Требование конкретности истины означает, что предмет или явление надо изучать в тех условиях места и времени, в тех связях и окружении, в которых данный предмет существует и развивается.