СОВРЕМЕННЫЕ КОНЦЕПЦИИ АНТРОПОГЕНЕЗА
Религиозная философия происхождение человека связывает с актами бо-жественного творения. В соответствии с теорией «общей космологической эволюции» человек – следствие космического развития, выражение роста свободы и целенаправленности объектов. Согласно теории «синтетической эволюции» человек – продукт естественного отбора и генетических мутаций. Диалектико-материалистическая философия разработала трудовую теорию антропосоциогенеза, которая доминирует.
Становление человека (антропогенез) и формирование общества (социогенез) в совокупности составляют антропосоциогенез. Он длился около 6 млн. лет.
Начало изготовления орудий труда – исторический рубеж в становлении человека и общества. Первоначально решающую роль в производстве и быту играли навыки, умения, а не разум. Это даёт основания утверждать, что человек в своём развитии проходит стадии умелого и человека разумного.
Авторы «духовной» концепции (Тейяр де Шарден, Л.Мэмфорд и др.) особое внимание обратили на духовный фактор появления человека.
Труд и духовность (а также язык) как факторы формирования человека оказываются не разорванными, а соединёнными.
В современной философии подчеркивается значение мутаций, вызванных природными факторами: активной вулканической деятельностью, сильным радиационным фоном на предполагаемой прародине человека – юге Африки; изменением климата на Земле; космическими воздействиями.
Один из факторов антропосоциогенеза – нравственность. Карательные меры, которыми первобытная община принуждала своих членов к соблюдению простейших нравственных требований, воздвигали преграды для возврата первочеловека в животное состояние.
Важную роль в становлении человека и общества сыграло производство людей самими людьми (демографический фактор).
Жизнедеятельность человека не только запрограммирована всей историей, но и самопрограммирована, опирается на собственный выбор, свободу воли, свою природно-социальную энергию.