шпаргалка

Идеализм Платона.

[ Назад ]
Исходная мысль философии Платона – это мысль о том, что общие понятия, идеи или «эйдосы» – это особые бестелесные невидимые существа (духовные по своей природе), которые существуют объективно, вне и независимо от нас, т.е. наряду с миром изменчивых вещей, который мы видим своими органами чувств, есть особый духовный мир идей.
Эта позиция обычно определяется как объективный идеализм. Основание для такого взгляда состоит в том, что понятия действительно отличаются и от конкретных вещей, и от конкретных образов. Они относительно самостоятельны. Поэтому возможно рассматривать их в отрыве от вещей, как самостоятельные сущности.
Эта позиция содержит в себе множество трудностей в объяснении того, каким образом связаны идеи и вещи. По Платону вещи – это тени идей. Познание идей идет не через органы чувств, не через наши контакты с вещами. Оно осуществляется разумом. И это есть процесс воспоминания, т.к. человеческая душа до рождения человека пребывала в мире идей и имеет воспоминания об этом мире.
Характер платоновской философии отразился и в его работах, посвященных обществу и государству. Платон не просто критик современного ему общества, но и создатель первой в истории утопии иде-ального государства. Создавая эту утопию, Платон исходит не из существующей реальности, а из некоторой идеи государства, каким оно должно быть, чтобы обеспечить единство, сплоченность и справедливость.
Платон рисует образ государства, жестко разделенного на три основные касты, причем разделение предопределяется природными особенностями людей.
- Философы, мыслители, которые управляют государством, следят за соблюдением его законов.
- Воины, которые защищают его от внешнего врага.
- Все, занятые теми или иными видами труда. От земледельцев до ремесленников и торговцев.
Общий принцип жизни в государстве – подчинение государству и его законам. Государство – это высшее благо. Не государство для человека, а человек для государства. Две высшие касты полностью обеспечиваются государством и не имеют частной собственности, чтобы не было враждебности интересов. У третьей касты есть частная собственность, но государство должно следить, чтобы не было разницы. Нет семьи – все дети свои. В рамках государства должно быть жесткое единство.
Государство Платона, задуманное как идеальное, несомненно, приобретает в его собственной характеристике тоталитарный характер. ( Личность подчинена государству). Но важно, что мысль делает шаг вперед – от осмысленности существующего – к конструированию будущего.

КАТЕГОРИИ:

Network | английский | архитектура эвм | астрономия | аудит | биология | вычислительная математика | география | Гражданское право | демография | дискретная математика | законодательство | история | квантовая физика | компиляторы | КСЕ - Концепция современного естествознания | культурология | линейная алгебра | литература | математическая статистика | математический анализ | Международный стандарт финансовой отчетности МСФО | менеджмент | метрология | механика | немецкий | неорганическая химия | ОБЖ | общая физика | операционные системы | оптимизация в сапр | органическая химия | педагогика | политология | правоведение | прочие дисциплины | психология (методы) | радиоэлектроника | религия | русский | сертификация | сопромат | социология | теория вероятностей | управление в технических системах | физкультура | философия | фотография | французский | школьная математика | экология | экономика | экономика (словарь) | язык Assembler | язык Basic, VB | язык Pascal | язык Си, Си++ |