Устная традиция и письменная литература средневековой Германии. Песнь о Хильдебранте.Латинская литература
Ранняя христианизация-древние фольклорные тексты ранних германских племен сохранились плохо
Католическое влияние-памятники языческой культуры не записывались
Устное народное творчество-поэзия живого устного слова(меньшая степень осознанности,высокое эмоциональное напряжение,обращена к коллективу слушателей,человек-часть коллектива,конкретное историческое время,рождается без опоры на прежнюю традицию,отражает жизнь родового коллектива и их языческую культуру)
Первые памятники-руны(записи на предметах быта,оружии)
Хранители-вожди племен,жрецы;появляются касты певцов-исполнителей(скопы)
Шпильманы-певцы народного типа
Произведения устного народного творчества-результат множественных вкладов
Носит импровизационный хар-р
Аккомпанемент музыкальных инструментов
Ритмическая организация,многочисленные повторы
Устойчивые эпитеты,метафоры,повторы
МИФОЛОГИЯсохранилась плохо
Миф-один из фольклорных жанров
Германо-скандинавская мифология
Тунско-земнородный бог;Манн-его сын
Сыновья Манна стали родоначальниками 3х основных групп племен:ингивоны,эстемоны,эрменоны
Боги:ваны(олиц-щие силы природы) и асы(верховные боги)
Верховный бог-Водан(одноглазый)
Дворец мертвых-Валгала
Валькирии-дочери Одена-воительницы
Фрик-жена и сестра Одена(покровительница женщин)
Тиц-бог света(потом войны)
Донор-покровитель крестьян и работ
Фрейер(плодородие),Фрея(любовь),Бальдр(весна),Локи(огонь)
Имена богов дали названия дням недели
Эпос: героическая песня(лаконична),эпическая поэма(словесное раздолье,большой круг событий)
“ Песнь о Хильдебранте»(ок.800г.)
Не полностью,сохр.в случайной записи на полях богословного трактата,древненемецкий язык.
События относятся к эпохе великого пересиления народов
-Дитрих Бернский,Одоагр,Аттила
Хогдубрант-сын Хильдебранта
Родовой менталитет
Старость=мудрость
Хильдебрант воплощает государственные идеи
Хадубрант защищает интересы племени
В эпосе синоним героического-невероятное,исключительное
Отсутствие вступления,обширных описаний
Динамика действия
Форма-диалог
Лаконичный текст оттеняет драматизм происходящего
В центре-трагическое событие
Эпос зрелого средневековья
Латинская литература
Значение:-не дала прерваться худ.традиции,соединяет античную с лит-рой нового времени;некоторое время единств.письменный язык-латынь;несколько языков(латынь+диалекты)
Язык церкви,образования,науки,худож.лит-ры,международный язык,разговорный язык образованных сословий.
1ые авторы появляются на переходе от античности к средним векам
Аврелий(Блаженный)Августн-его учение основополагающее для католич.церкви на протяжении тысячелетия(400книг)
Патристика-труды отцов церкви(«исповедь», «о граде божьем»)
Раннее средневековье-вся лит-ра на латинском
Зрелое средневековье-появление школ и университетов,латынь сохраняет почетное место,но повял-ся произведения на немецком языке
?представлена разными жанрами:
-клерикальная(церковная)гимны,жития
«житие Алексея-человека Божья»герой-бездуховный человек
Хротсвита(935-1002гг.)-монахиня Гандерсгейнского монастыря(надзирательство+лиризм)
.дидактические жанры(зерцала,проповеди,иносказания)
.ведение заграничного мира
. «ведение Тунгала»
-светская
.историография(вымысел переплетается с реальностью)в назидании,поучении
.повлиял народный эпос
Эккихард-священник( «Вальтарий-могучая рука», «Песнь об Оттоне»)
.поэзия вагантов(12-13вв.)
Сборник «Carmina Burana”(К.Орф20в.,застольная песня19в.)
Причины возвышения вагантов:
-рост городов(центры торговли,ремесла,культуры,повял.1ые светские школы и институты)
- “орден вагантов»
?сатира занимает мощный пласт в поэзии(антифеодальная,антиклерикальная)
«Истина истин», «Хвала деньгам»
?стихи на религиозные темы
?сюжетные стихотворения( «О Трое», «О Дидоне»)
?стихи на политические темы
?стихи о крестовых походах
?об учебе,учении(прославляют радости жизни)
«нищий студент»
Архипеит Кельтский «исповедь», «беззаботная юность»
Поэзия упирается на 2 традиции:
1.ученая(античная,библейская)
2.фольклор(форма,осн.мотивы)
Стиль поэзии:
-постоянное (само-)пародирование
-игра контрастами
«Евангелия от Марка Серебра», «Всепьянейшая литургия»
Причины угасания:
-недовольство свыше
-расцвет национальных языков