шпаргалка

Куртуазная литература.Миннезанг:основные течения,особенности художественной формы.Творчество Вальтера фон дер Фогельвейде.

[ Назад ]

11-13вв.

Причины:

-рост городов средневековой Германии(центры ремесла,торговли,пышность рыцарского двора,развитие науки,культуры,приобщение феодалов и рыцарей к образованию.)

-крестовые походы(религиозные войны,идея отвоевания гроба господня у язычников,захват новых земель на востоке,уровень культуры на востоке выше-обогащение западно-европейской рыцарской культуры,мотив странничества)

Рыцарская культура носит религиозный хар-р

Постепенное ослабление религиозных мотивов,преобладание светских

Относится к женщине господина,замужней даме

На любовные отношения оказывают влияние вассальные

Силен религиозный элемент

Большое место уделяется морализаторству и дидактике

Красота,гармония,мера

*роды рыцарской литературы:

-эпос(роман,повесть)

-лирика(песня(лейх),альба(тагелейх),пастурелла,баллада,крестовая песня,шпрух)

-миннезингер-рыцарь,певец

Миннезанг-рыцарская поэзия

Министрель-наемный поэт

-формирование сознательного интереса к художественному слову

-слово отделено от музыки

-интарес к личности поэта-творца

-появление портретов авторов

Немецкая рыцарская лирика

Под влиянием Франции

-связан. С немецкой фольклор. Традицией(народное)восточные земли(Кноринберг,Дитмар фон Айст(Австрия),Генрих фон Фельдеке,у истоков нидерландской поэзии)

Поэзия любви,большая часть-монологи о любви,соотношение чувства с состоянием природы,жанр женской песни)

-западные земли,куртуазная(рыцарское,природное)

Вольтер фон дер Фогельвейде-объединил народное и собственно рыцарское течение,служил при австрийском дворе,патриотические мотивы,ввел понятие немецкой нации,сатира(шпрух),облитическое стихотворение афористического характера,любовная тема,героиня-простая девушка,чувство вне сословных рамок,объединение чувственной,земной и высокой любви.

Гартман фон Ауэ, Вольфрам фон Эшенбах,Генрих Страсбургский

-жанры:

*Лейх=песня(преобладание любовной тематики,строфы одинакового размера)

*альба=утренняя песня(рассказ о ночном свидании рыцаря и дамы,повтор слов альба,рассвет,заря и.т.д)

*пасторелла=пастушеская песня веселого хар-ра

*баллада=сюжетный стих,плясовая песня

*шпрух

*крестовая песня( прощание рыцаря с любимой ради богоугодного служения, любовная тема-излюбленная,прославление высокго чувства,отпечаток вассальных отношений,классический любовный треугольник,дискуссионный хар-р;пример-Тангейзер)

ВАЛЬТЕР ФОН ДЕР ФОГЕЛЬВЕЙДЕ (WALTHER VON DER VOGELWEIDE. Ок. 1170-1230)

— поэт, творчество которого — крупнейшее достижение немецкой лирики XII—XIII вв. Начав как ученик известного миннезингера Рейнмара фон Гагенау, поэт обогатил рыцарскую поэ¬зию новым содержанием и новыми формами. Уроженец Австрии, Вальтер происходил из обед¬невшего рыцарского рода. Вся его жизнь связана с бесконечными скитаниями и странст¬виями по немецким землям. Это позволило поэту ближе познакомиться с жизнью различных слоев общества, узнать проблемы, стоящие перед его родиной. Лишь на склоне лет Вальтер получил от императора Фридриха II маленькую усадьбу, избавившую его от постоянной нужды. Тематика его творчества обширна. Вальтер демократизировал поэзию миннезанга, сочетая в своих любовных песнях высокое стихотворное мастерство с задушевностью и гуманизмом народного творчества. Наряду с «высокой» поэт защищает и «низкую» любовь, противопоставляя ее служению знатной даме. И героиней его песен часто становится простая крестьянка, а не чопорная светская дама («Любимая, пусть Бог...»). Широко известно стихотворение «Под липой», написанное в духе народной «женской» песни, проникнутое радостным мировоспри¬ятием, привлекающее простотой и естественностью. Однако при всей своей демократичнос¬ти Вальтер оставался поэтом куртуазным, понимая куртуазность как выражение высшего нрав¬ственного совершенства. Он глубоко и остро переживал упадок придворно-рыцарской культуры, связанный с деградацией рыцарства. Значительное место в творчестве поэта занимают политические стихотворения — жанр, поднятый Вальтером на небывалую высоту. Горячий сто¬ронник укрепления светской императорской власти в Германии, Вальтер фон дер Фогельвейде был убежденным противником папы, разоблачал алчность и корыстолюбие клерикальных кругов, их стремление посеять рознь и смуту в немецком государстве. Он осуждал феодальные междоусобицы и в императорской власти видел путь к единству и могуществу своей родины («Я подсмотрел секреты...», «В ручье среди лужайки...»). В последних стихотворениях Валь¬тер фон дер Фогельвейде приходит к мрачному убеждению, что мир лишь снаружи ярок и красив, внутри же ужасен («Увы, промчались годы, сгорели все дотла...»). Поэтом овладевают религиозные настроения, его поэзия приобретает не свойственный ей ранее пессимистический характер.

Миннезанг, немецкая средневековая рыцарская лирика, складывался со второй половины XII в. под влиянием лирики провансальских трубадуров. Миннезингеры, как правило, сами сочиняли музыку к своим стихам, но настоящими распространителями их творчества становились обычно странствующие актеры-шпильманы. «Певцы любви» (так переводится слово «миннезингеры») развивали в своей лирике мотивы утонченного и преданного служения прекрасной даме, впервые зазвучавшие в произведениях трубадуров. В то же время миннезанг обнаруживает ряд оригинальных черт. Немецкие поэты более, чем их французские предшественники, склонны к рефлексии, дидактизму, чувственность их более сдержанна. Нередко их произведения окрашены в религиозные тона, хотя в основном поэзия миннезингеров, как и поэзия трубадуров, была светской. Лирика миннезингеров не сразу подчинилась требованиям куртуазности — культу высокой любви. В раннем миннезанге наряду с собственно куртуазным направлением, связанным с традицией трубадуров, существовало и другое — «отечественное», или «народное», зародившееся на юго-востоке Германской империи, в придунайских областях. Поэты этого направления — Кюренбергер, Дитмар фон Айст и др. — не стремились подражать сложным, изысканным поэтическим формам трубадуров. Их лирика близка к народным любовным песням и даже к героическому эпосу, в своем творчестве они нередко обращались к традициям отечественной старины. Однако и в их поэзии уже заметны куртуазные черты. Они стали определяющими в куртуазной лирике, зародившейся в непосредственной близости от рыцарской Франции, в прирейнских областях, и распространившейся затем по всей стране. В лирических излияниях немецких миннезингеров, среди которых выделяются голоса Генриха фон Фельдеке, Фридриха фон Хаузена, Рейнмара фон Хагенау, изысканно и восторженно воспевается «высокая любовь», переливы чувств и любовное томление поэта, пора¬женного стрелой Амура. Любовная лирика миннезингеров, как правило, грустна, порой меланхо¬лична. На этом фоне кажутся особенно яркими и жизнелюбивыми сочинения поэта-рыцаря Генриха фон Морунгена. Даже в песнях о неразделенной любви земной мир не утрачивает для него своей яркости и многоцветности. Печатью незаурядного таланта отмечены «песни рассвета» Вольфрама фон Эшенбаха. Вершину немецкой средневековой лирики составляет творчество Вальтера фон дер Фогельвейде, сблизившего миннезанг с народной жизнью, использовавшего песню и шпрух — стихотворное изречение морально-дидактического характера — в качестве орудия политической борьбы. В XIII—XIV вв. миннезанг начинает менять свой характер, отразив начавшийся кризис рыцарской культуры. С приходом в поэзию Нейдхарта фон Рейенталя в рыцарскую лирику, сторонившуюся всего бытового и обыденного, проникают бытовые зарисовки и сценки крестьян¬ской жизни с подчеркнуто прозаическими деталями. Среди поэтов, связанных с традицией Нейдхарта фон Рейенталя, обращает на себя внимание Тангейзер, ставший со временем героем популярной легенды. Тяготея к мотивам «низкой любви», к формам народной плясовой песни, Тангейзер подсмеивается над нелепыми, с его точки зрения, условностями куртуазного этикета. В XIV—XV вв. наступает закат миннезанга. Испытывая бремя новых забот, рыцари все реже обращаются к поэзии, а само куртуазное служение в новых исторических условиях становится анахро¬низмом. Собственно куртуазный элемент в поэзии либо отходит на второй план, уступая место бытовым зарисовкам и размышлениям о состоянии современного общества, либо становится предметом насмешек и пародий. Творчество немецких поэтов-рыцарей — давно перевернутая страница в истории европейской литературы. Но она обладает непреходящей ценностью и с интересом перечитывается все новыми и новыми поколениями.





КАТЕГОРИИ:

Network | английский | архитектура эвм | астрономия | аудит | биология | вычислительная математика | география | Гражданское право | демография | дискретная математика | законодательство | история | квантовая физика | компиляторы | КСЕ - Концепция современного естествознания | культурология | линейная алгебра | литература | математическая статистика | математический анализ | Международный стандарт финансовой отчетности МСФО | менеджмент | метрология | механика | немецкий | неорганическая химия | ОБЖ | общая физика | операционные системы | оптимизация в сапр | органическая химия | педагогика | политология | правоведение | прочие дисциплины | психология (методы) | радиоэлектроника | религия | русский | сертификация | сопромат | социология | теория вероятностей | управление в технических системах | физкультура | философия | фотография | французский | школьная математика | экология | экономика | экономика (словарь) | язык Assembler | язык Basic, VB | язык Pascal | язык Си, Си++ |