Немецкие народные книги
-15-17вв.расцвет немецкой народной песни,баллады
-народные,лирические песни
-свадебные,календарные,сатирические
=отклики на политические события времени
-годы крестьянской войны
-появились сборники
Пр.: «живые немецкие песенки»
-активное собирательство фольклора
-сюжетность,рассказ в стихах
-эпическая форма
-драматическая форма
-организующий элемент-диалог
-действие развивается скачкообразно,фрагментарно,без связующих объяснений
-время расцвета-эпоха возрождения
-тяготение к средневековому роману
Пр.: «прекрасная Молелона»
-основа-народные предания,легенды,сказочные сюжеты
-цепочка завершенных историй,соединяющихся главным действующим лицом
Пр.: «о рыцаре Зимблиле»
-прообраз барона Мюнхгаузена
“о Фортунате»
-тема нескуднеющего кошелька
“о докторе Фаусте»1587
-герои эпохи возрождения
-вера в собственные силы
- “о попе Амисе»
-герой немецкой и нидерландской литературы
-доктор Фауст-реальный человек(16в.)
-издана Иоганном Шписом
-стремление к открытию тайн бытия
-вечный образ литературы(Гамлет,дон Кихот)
-Лессинг,Марло,Гете,Клингер,Манн
Бюргерская литература
-Ганс Сакс
=майстерзанг
-основательность,серьезность
-интерес к деталям
-хвала вечных человеческих добродетелей
Пр.: «о Виттенбергском соловье,чья песнь теперь слышна везде»
+трагедии,комедии
Пр.: «извлечение дураков»
-ломаный стих-народная традиция
-иллюзия движения,изменения,игровое начало
Вообще не переводными, а выросшими на собственно немецкой почве являются «народные книги» чисто буржуазного происхождения. Главное место среди них занимают сборники шванков (см.) и анекдотов. С ростом буржуазии и обострением классовой борьбы спрос на анекдотическую, нравоописательную и сатирическую лит-ру как орудие прямого нападения и защиты класса быстро увеличивался. Эта сатирическая литература, с одной стороны, была направлена против аристократии, обнищавшего рыцарства, духовенства, верхушек торговой и промышленной буржуазии, а, с другой стороны, зло высмеивала различные слои крестьянства с точки зрения бюргерства. Такие сатирические произведения создавались разумеется в среде весьма различной, большею частью в ремесленнической и торговой среде мелкой и средней
городской буржуазии, но часто и в среде мелкого духовенства, мелкого рыцарства, а также в пауперизированных городских слоях, весьма многочисленных в ту эпоху. В XV в. появляется длинный ряд обработок шванков в целые циклы, которые постепенно переходят в общий состав «народной книги». Укажем главнейшие из этих циклов. «Нейдгардт Фукс» (Neidhardt Fuchs), который, восходя к рыцарскому антикрестьянскому «деревенскому миннезангу» (см. «Миннезанг»), выражает грубую сатиру бюргеров на крестьянство. Стихотворная обработка [конец XV в.] шуток «попа Каленберга» высмеивает и герцога и епископа, но опять-таки гл. обр. мужиков, как в книге шваба Георга Видмана «Петер Леу» (Peter Leu, 50-е гг. XVI в.). Но наибольшую популярность из всех сборников анекдотов приобретает знаменитый «Тиль Эйленшпигель» (Till Eulenspiegel, первое издание вышло в Страсбурге в 1515), в котором развернута острая сатира на представителей господствующих классов (см. «Эйленшпигель»). Наряду со шванками в русло «народной книги» вливается и другая, родственная шванку группа произведений — т. н. «фацеции» (см.). Фацеции первоначально создавались на латинском яз. в виде коротеньких остроумных легких рассказов и впервые были введены в художественную лит-ру флорентийцем Поджо в середине XV в. Среди многочисленных немецких сборников фацеций нельзя не указать на «Смех и дельное» (Schimpf und Ernst) Паули [1522], «Дорожную книжку» (Rollwagenbüchlein) Викрама [1555]. В самом конце XVI в. появляется большой сборник шванков, фацеций и анекдотов «Лаленбух» (Lalenbuch, Страсбург, 1597), переработанный в следующем году в знаменитую книгу анекдотов о глупцах «Шильдбюргеры» (Die Schildbürger, Франкфурт, 1598). Вся перечисленная немецкая буржуазная лит-ра XV—XVI вв., ставшая «народной книгой», так как в большей своей части оставалась популярнейшим чтением широких масс в течение последующих веков (укажем хотя бы на «Эйленшпигеля» или «Шильдбюргеров»), во многих отношениях связана с практикой восходящего революционного класса (ср. отзыв Энгельса об этой части немецкой Н. л. в цит. с