немецкая литература 17в.Теория языка и теория поэзии.Расцвет лирических жанров. «Симплициссимус».
-тридцатилетняя война(1618-1648)
-утрата старомодного,архаического характера
-сравнивается с другими европейскими литературами
-феодальная реакция
-Германия-аграрная страна
-ослабление экономической,социальной,политической сферы
-север-протестантизм,ЮВ-католичество,ЮЗ-смешанный
-династия Габсбургов
-народные мятежи,восстания
-вторжение Дании,Швеции,Франции,Испании
-16млн.чел.против 6млн.чел.
-разграбление гос.ценностей
-ослабление бюргерства
-конфессиональная борьба
-моровая язва
пр.:Андреас Гриффиус «слезы отечества»1636;Иоганнес Бехер «слезы отечества»1936
-взгляд обращен к потустороннему миру
-современная политическая ситуация=страшный суд
-мистицизм
-отход от реальности,внимание к внутреннему миру
-бог везде
-человек несет в себе храм=богоноситель
-жизнь по правде
-стремление к духовному совершенству
-гордость,зависть,жадность,зло=от дьявола
-расцвет поэзии
Пр.: Фридрих Шпея, Пауль Герхард, Ангелус Силлезиус, Квиринус Пульман-новая вера,сожжение, «пульманизм»
-интерес к теории языка
-поэзия=непосредственный отклик на события
-возникновение языковых обществ
-единство страныединство языка
Пр.:орден пальмы,общество ели
-очищение языка от иноземных влияний,диалектов
-унифицирование национального языка
-патриотический подъем
-Юст Георг Шоттель «подробная работа о ведущем немецком языке»
=попытка,опыт исторической грамматики,итемологии
-художественные модели =бипарность
1.классицизм
-начинает развитие до войны
-уничтожен трагическими событиями времени
=образцовое гармоническое искусство
=нормативное искусство,опирающееся на строгие правила,художественныенормы
-образец =искусство античного мира
-расцвет во Франции
Пр.: Мартин Опиц
2.барокко
-основное направление
-вычурный
-декоративная пышность,яркость,причудливость
-динамичность
-смешение стилей,форм,манер
+развитие реализма
-Мартин Опиц
-первая селезская школа языка
-книга о немецком стихотворстве
-поэзия подчинена разуму
-образец-античное искусство
-устремление к идеалу
-подражание современному,прекрасному
-мир=благо
-чистота языка
Пр.: «Образец сонета», «слово утешения среди бедствий войны»
-Пауль Флемминг
-Лейпцигский круг поэтов
-лирика
-главная тема-любовь,обновляющая мир
+трагические тона
-тема быстротечности жизни
-опора в самом себе
-глубина чувств+религиозное отречение
Пр.: «великому городу Москве в день расставания»; «размышления о времени»
-сложные образы
-Андреас Гриффиус
--мир=хаос,слезы
-утешение в религии
-поиск опоры в себе
-цель-остаться человеком
-дуализм
-сумеречный фон поэзии,несчастья,страдания
-мир=лабиринт
-Фридрих Логау
-сатира
-эпиграмматический характер поэзии
-античные изречения
-немецкие шпрухи
-пословицы,поговорки
-философия
-религиозная тематика
-Фридрих Шпея
-чувство красоты,гармонии
-внимание к звукам,цветам
-зрительный образ+звуковое оформление
Пр.: «осторожность касательно преступления», «прошла угрюмая зима»
-Пауль Герхард
-наследник традиций поэзии Лютера
-жанр-сольная(как молния,плач)песня
-любимый поэт Баха
-Людвиг ван Бетховен «страсти по Матфею», «моление о дружбе», «перед распятым»
-поэты-мистики
-Ангелуз Силезиус
-афоризмы,изречения
-тема единения с богом,возвращения к вере
-Квиринус Кульман
-пророческие мотивы
Пр.: «ночь рождения господа», «чередование обстоятельств человеческого бытия»
-17век
-формирование драмы
-начало расцвета романа
-оформление прозы
-Ганс Якоб Кристоф Гриммельсгаузен
- “Симплициссимус»
-бюргерская зажиточная семья
-странничество
-частая смена профессий
+латинская архаичная традиция
-прославление естественного человека
-природная гармония против трагических событий современности
-человек=гость мироздания
-сатирическое обличение
-прославление вечных идеалов
-начало новой литературной традиции-жизнь вне общества,самосовершенствование,утопия
-картина мира(Московия,Корея,Китай,Турция,Франция)
-философия стоицизма
-мечта о герое-освободителе,фольклорная утопия,народные представления
-реальные события комментируются в свете нового времени
-непосредственное переживание событий + взгляд со стороны
-авантюрный роман
-традиции испанского плутовского романа
-критический обзор жизни +приключенческие элементы
-основная функция героя-сюжетообразование
+обилие пословиц,поговорок,вечные истины-народное представление о жизни
-”о побродяжке Кураже», Бертхольт Брехт «мамаша Кураж и ее
«Симплициссимус» вышел в свет в 1668 году.
«Симплициссимус» был вершиной творчества Гриммельсгаузена. Это своеобразное и неповторимое полотно, полное горечи и юмора, отразившее бедствия и ужасы Тридцатилетней войны (1618—1648), опустошившей среднюю Европу и прежде всего Германию.
«Симплициссимус» наполнен всяческой ученостью. То и дело приводятся примеры из древней истории, свидетельства античных писателей, сведения из естественных наук и медицины, астрологии и даже демонологии, выбранные с пристрастием ко всему причудливому и поражающему воображение. Еще больше скрытых цитат и заимствований, лишь впоследствии открытых дотошными исследователями. Гриммельсгаузен пытался связать эту ученость с сюжетным развитием, прикрепить к личности Симплициссимуса. Так, например, рассуждение о памяти (II, 8) следует за эпизодами, описывающими, каким испытаниям подвергли Симплициссимуса, чтобы лишить его памяти и превратить в «дурня» (II, 5—6).
«Симплициссимус» не прикреплен наглухо к исторической действительности. Даже автобиографические черты и признания занимают в нем весьма скромное место, проступая сквозь литературную призму, и чем далее, тем неопределенней. Гриммельсгаузен делает Симплициссимуса на год моложе себя, заставляя родиться не в городе, как он сам, а в лесной глуши после битвы при Хёхсте (22 июня 1622 г.), и таким образом исключает мысль, что он мог учиться в школе. Он не рассказывает о себе, а создает литературного героя — живое воплощение времени. Гриммельсгаузен все же стремился прикрепить своего героя к реальной исторической обстановке и конкретным историческим событиям. Однако его «историзм» условен и подчинен сюжетному развитию. В «Симплициссимусе» повествование ведется от первого лица. Так же изложены история Херцбрудера (IV, 11—12), «исповедь» Оливье (IV, 18—21), реляция голландского капитана (VI, 24—27) и даже приключения аллегорического Подтирки (VI, 11—12). Ближайшая традиция такого повествования идет от плутовского романа. Симплициссимус повествует, оглядываясь на пройденный им путь, но и сохраняя то непосредственное видение мира, которое было свойственно ему в молодости. Это открывает возможность для личного тона и личного отношения к вещам, событиям и самому себе. Иногда он как бы переводит дух и перебивает течение рассказа учеными рассуждениями, не смущаясь тем, что они вложены в уста мальчика, выросшего в лесной глуши.
«Симплициссимус» врос глубокими корнями в литературу своего времени. Гриммельсгаузен хорошо знал немецкие народные книги XVI века: «Мелузину» (1474), «Фортуната» (1509), сборники шванков вроде «Дорожной книжечки» Викрама (1555) или историек о проделках шута Эйленшпигеля (1515), далекого предтечи его героя. Он черпал из них волшебно-сказочные и сатирические мотивы, анекдотические ситуации и готовые «остроумные ответы». Но мы не можем считать Гриммельсгаузена простым продолжателем этой демократической литературы, которая не открывала перед ним путей для создания нового художественного синтеза. Писатели, близкие к народу и отражавшие его мировоззрение, уже не могли довольствоваться тем, что было создано самим народом или находилось в его распоряжении.