Жизнь и творчество Гете.Лирика
-Иоганн Вольфган Гете(1749-1832)
-поэт,прозаик,драматург всеобщего философского и художественного содержания
-Франкфурт на Майне
-семья бюргерского советника,входившего в просвещенную элиту республики
- домашнее образование
-интерес к наукам,философии
- «о природе цвета»
-иллюстрации к Фаусту
+живопись,музыка
-университеты Лейпцига,Страсбурга,юридическое образование
-Страсбург-знакомство с Гердером
-общие интересы:новая эстетика,античная литература,фольклор
-период «бури и натиска»
-немецкий сентиментализм=французский
-сентиментализм+предромантизм
-перевод Джеймса Макферсона «песни Оссиана»
-статьи о Шекспире( «ко дню Шекспира», «Шекспир и несть ему конца»)
-привлекают сложность и глубина произведений,сочетание противоречий,видение вечного движения мира
-”о немецком зодчестве»(о страсбургском соборе)сравнение немецкой готики с античностью
-творческие периоды:
1.-страсбургский период(до 1775)(сентиментализм)
-прозаическая драма «Гец фон Берлихингер»(1773)
-”Страдания юного Вертера»(1774), “Прафауст»-сентиментальные произведения
2.-Веймарский период(классицизм,реализм)
1775г.-приезжает в Веймар;тайный советник герцога
-дворянский титул
-поездка в Италию(86-88гг.)
-возвращение в Веймар-второе веймарское десятилетие
-дружба с Шиллером-баллады
-драмы в прозе «Эгмонт»;в стихах «Ифигения в Тавриде», «Прометей»;эпические поэмы «Рейнеке Лист», «Герман и Доротея»; проза «годы учения(и становления)Вильгельма Мейстера(автобиографичен); трагедия «Фауст»(1ая часть-1780г.,2ая часть-1831г.); «поэзия и правда»(автобиография 1810-1831гг.)
-лирика
-1000 стхотворений+поэтические драмы и поэмы
-песни,застольные песни,элегии,послания,эпиграммы,сонеты,контаты,притчи,стихи на случай,изречения в стихах,дидактические и философские стихотворения
-начал писать стихи с 8 лет
-последний цикл «Трилогия страсти»(посвящение Ульрике)
-радостное звучание,выражение общечеловеческого через частное
-апофеоз человека и красоты
-ритм человеческой жизни совпадает с ритмами природы
-объединение субъективного и объективного
-особое религиозное чувство=бог есть природа
-синтез словесного образа,музыки и зрительного образа
-вещественность,но не заземленность
-предметы,явления большого мира получают философское звучание
-лирический герой духовно богат,но не безукоризненен,не сосредоточен на самом себе+отпечаток личности самого поэта
-сентиментализм-нежный,отзывчивый,трагически построенный,героически настроенный
-темы:жизненный опыт,зарисовки быта и нравов,пейзажи,легенды,народные придания,нравственные проблемы,любовь,природа
-различные правления любви
-этапы любви:
1.Лейпцигский период(65-70гг.)
-поэзия 18в.
-стиль рококо(игривый,легкий)
-трактовка любви как наслаждения
-Анна Катарина Шенлон
-Фридерика Эзер
2.страсбургский период( «бури и натиска»70-75гг.)
-идеи Руссо,Гердера
-народная поэзия
-титанизм,стихия чувств,задумчивость
-”зазенгеймские песни»Фридерике Брион
-любовь-космическое чувство,радость бытия
3.Веймарский период(75-86гг.)
-стремление к покою,гармонии
-вера в человеческую истинность,благородство
-смысл жизни-стремление к идеалу,самосовершенствование
-Шарлотта фон Штейн
-”горные вершины»
-представлены все царства природы,мотив слияния с природой,умиротворенность,человеческая жизнь-песчинка в космосе природы
-женитьба на Кристине Вульниус
-цикл «римские элегии»
-пример эротической поэзии,чувственной любви
-наслаждение есть проявление языческой радости бытия
-ученая поэзия «метаморфозы растений», «метаморфозы животных»
-баллады «лесной царь»
-античные сюжеты,средневековые
-восточные легенды(Индия)
-стихи к роману «Вильгельм Мейстер»
-смерть Шиллера 1805г.-темы,навеянные Шиллером
-призывы к братству,мировой гармонии
-анализ исторических потрясений
-зарисовки,притчи,символы,любовные стихи
Пр.: «талисман», «четыре блага»
-тема востока,тема общего,не экзотического
-философская лирика
-Ульрика фон Левенцов-последняя любовь
-цикл «трилогия страсти»( «Вертер», «Элегия», «Умиротворение»)
Лишь у немногих поэтов складываются свои, совершенно личные отношения с Поэзией. К таким поэтам принадлежал Иоганн Вольфганг Гете. Чем больше узнаешь его, тем больше понимаешь: не просто был он причастен к миру поэзии - это мир поэзии был заключен в нем, а он был его владыкой.
Гете никогда не заботился о самовыражении - и он даже не хотел бы, чтобы в его созданиях отразилась личность именно поэта. Собственно говоря, ему хотелось быть человеком, который отражал бы в себе бытие - настолько полно и подробно, чтобы между человеком и бытием складывался разговор равных. Ради такого беспримерного диалога надо было стать поэтом, а тогда уже творить уверенно, властно, с достоинством. Человек, равняющийся с миром, с бытием, - он и в поэзии не просто поэт, а творец, и потому скорее человек дела, а не слов, и, уж во всяком случае, не книжный человек. К слову на бумаге Гете относился с пренебрежением. Да и поэзии ему всегда было мало, в поэзии должна была отражаться общая мысль о мире. "Ведь я так высоко не ставлю слово, // Чтоб думать, что оно всему основа", - говорит Фауст у Гете; так судил сам Гете - о слове поэтическом, писательском.
Ранний Гете поэтически смел - однако зрелый и поздний несравненно смелее: отдельные пробы поэтического самовластия, утратив налет нарочитости, вошли в систему. Что бы ни делал Гете с языком - все совершенно естественно. Язык преображается: придумываются новые слова и формы слов, значение обычных слов резко и тонко переакцентируется, не стиль, но сам язык окрашиваются в особые тона, он весь - создание поэта; не только в высокопоэтической лирике, а в любом, самом случайном тексте ощутимо своебразие языка, а за ним своеобразие осмысления мира.