шпаргалка

«Фауст» Гёте.Пути исканий Ф. Меф. и диалектика познания

[ Назад ]

-М.-беспощадн. и проницат. обличитетель-судит о людях недвусмысленно. У Гёте М. –выражение безграничного отрицания,скептицизма.Скептицизм есть зло, страдание, но он не губит сильного душою человека.так и М. не в силах погубить Ф.Отриц-е ведет только к новым ,более чистым убеждениям.так и Ф., по мысли Г., должен выйти из борьбы с Меф. как победитель зла, ещё более достойным служителем верховной истины.отриц-е, скептицизм необходимы чел-у как побужд-е к деятельности,кот. без того заснула бы.

-Ф.предстаёт в начале как стар. учёный,познавш. всё,что мог излечь из книг,но не удовл. бесплотн. знаниями.В поиках наст. смысла жизни он вызыв. духа земли,в кот. Ф. видит свой прпообраз.Но тот-олитетв-е находящ. в вечн. движ-ии реальн. мира,презрит. отказыв. от родства с книжником.Ф. не может довольствоваться самообманом(как Вагнер-его антипод)Он убежд. в том,что «у природы крепки затворы» и она не отдаёт своих тайн.В отчаянии решает покончить с собой, но он «пробужд. веянием весенним» и «как чел.,я с ними весь и вправе быть я только здесь»Меф. в образе чёрн. пуделя как зловещ. тень следует за Ф, в его комнату.=>заключ-е договора.-когда Ф. встеч. Марг.,он забыв. обо всём,захвач. любовью.В любви Ф не последователен,не м. освобод. ни от мучит. раздвоен.-ти,ни от помощи Меф.Трагически бкзысходны судьбы обоих любящих:он не может без тяги вверх,не хоч. только люб. счастья,Но и не способен отказаться от радости этой любви,тем обрекая Магр. на гибель

-Магр.-добр..чист. душой.самозабвенно любящая-олицетв-е сам. здоров. сил земн. действит-ти,народности.женств-ти.но она не м. дать Ф. одного мгнов-я счастья.т.к. его мечты и стремления бесконечны,он не м. довольств. индив. счастьем.Он горячо любит всё человечество.но его любовь к М. эгоистична и жёстка, губительна М. могла любить только его одного.она любила самоотверженно.забывая обо всём, кроме счастья Ф,но она м. и хотела жить только в своём замкнутом мире.Т.о.,именно те жив. черты женск. обаяния и нравств. облика М.,кот. возбудили и усил. любовь Ф,,сделали девушку достойной этой любви,и в то же время стали причиной её неизбежн. гибели.И напротив,те особенности Ф.,кот. опред. трагич. и губит. незавершённость его любви,воспрепятствовали успеху коварн. замыслов. Меф.в истории любви Ф. и Марг. диалектич. закономерности фаустовской и все человеч. трагедии,кот. создают непримиримые проиворечия между зыбк. возможностями личн. счастья для чел-а и суров. требованиями обществ.-историч. необходимости, между предписаниями нравств. законов и реальн. усл-ми тех велик. задач.что возник. в служении общ. благу.науке.,народу

Мефистофель—символ силы отрицающей. Но ведь без отрицания не бывает и созидания. Такова диалектика всякого развития, в том числе и развития свободной мысли. Вот почему Мефистофель может характеризовать себя так:



«Часть вечной силы я,

Всегда желавшей зла, творившей лишь благое…

Я отрицаю всё – и в этом суть моя»

Изображение сил зла в художественной литературе настолько разнообразно, что впору заняться классификацией чертей, демонов, духов и прочей нечисти, свободно разгуливающей по страницам романов, новелл, поэм, драм. Но лишь в одном произведении мировой литературы враг рода человеческого изображен так всесторонне, так интересно и даже порой привлекательно.

«Я часть той силы, что желает зла, но вечно совершает благо», — так можно охарактеризовать Мефистофеля, героя трагедии Гете «Фауст». Этот персонаж взят автором их германского фольклора. Согласно одной из версий, его имя созвучно немецкому «Teufel» — «черт». По другой версии имя Мефистофель происходит от греческого «mephitis» — «миазмы», «зловоние».

Может создаться впечатление, что в трагедии Мефистофель исполняет роль слуги и наперсника Фауста. Нечистый дух выполняет все поручения доктора, выручает его из самых сложных ситуаций. Но на самом деле Мефистофель — не слуга, а, скорее, хозяин Фауста. Заключив пари с Богом, Мефистофель только и ждет момента, когда Фауст пожелает остановить время, и тогда бессмертная душа доктора окажется в полной власти злых сил.

«Добро не было бы добром, если бы не существовало зла», — гласит древнее изречение. Только между злом и добром возможен конфликт, на котором основывается как интрига художественного произведения, так и сама жизнь. Можно сказать, что Мефистофель — обратная сторона души самого Фауста, где поселились неверие, скепсис, цинизм. Не Фауст ли, изверившись в силе разума, обратился к потусторонним силам с просьбой дать ему настоящее знание? Не Фауст ли, одержимый страстью, требовал у Мефистофеля прекрасную Гретхен?

«Фауст» состоит из двух частей. По удачному замечанию одного из русских литературоведов, первую часть «Фауста» можно назвать «театральной», а вторую «мистической». При внимательном чтении в трагедии можно найти не только «двух Фаустов», но и «двух Мефистофелей».

Фауст первой части трагедии — мудрец с бунтующим разумом, человек, не желающий оставаться в рамках обыденности, не способный смириться с тем, что познанию положен божественный предел. Во второй части Фауст — строитель, зодчий, заботящийся о пользе для человечества. Именно в служении ближнему Фауст находит смысл своей жизни. Мефистофель из проводника, движущего сюжет первой части трагедии, во второй становится чем-то вроде шута, развлекающего читателя, и эта его роль весьма важна.

Развязка второй части «Фауста» трагичнее первой. Лишившийся зрения старик, Фауст продолжает работу своей жизни — строительство плотины. Но эта стройка, увы, происходит лишь в его сознании, а его приказы выполняют лемуры — бесплотные обитатели царства мертвых. Но и здесь Мефистофель оказывается в роли проигравшего: даже призрачный труд, законченный Фаустом незадолго до кончины, оказывается доказательством того, что мятежный доктор остается с Богом.

Смог ли бы Фауст пройти весь свой удивительный жизненный путь без помощи Мефистофеля? Конечно, нет. Бог в трагедии остается свидетелем происходящего. Лишь дважды он принимает видимое участие в судьбе героев произведения: в сцене прощения Маргариты («Голос свыше: Спасена!») и в финале второй части, где душа Фауста отлетает на небеса. Таким образом, силы зла, воплощенные в образе Мефистофеля, оказываются лучшим помощником на пути к познанию. Но при этом страсть человека к познанию законов вселенной, деятельная жизнь во имя добра остаются целиком в сфере божественного.

«Фауст» — произведение, заслуживающее самого глубокого прочтения. Здесь можно найти ответы на самые сложные вопросы, а главный герой трагедии — доктор Фауст — это один из «вечных образов», которому суждена долгая жизнь в читательских сердцах.





КАТЕГОРИИ:

Network | английский | архитектура эвм | астрономия | аудит | биология | вычислительная математика | география | Гражданское право | демография | дискретная математика | законодательство | история | квантовая физика | компиляторы | КСЕ - Концепция современного естествознания | культурология | линейная алгебра | литература | математическая статистика | математический анализ | Международный стандарт финансовой отчетности МСФО | менеджмент | метрология | механика | немецкий | неорганическая химия | ОБЖ | общая физика | операционные системы | оптимизация в сапр | органическая химия | педагогика | политология | правоведение | прочие дисциплины | психология (методы) | радиоэлектроника | религия | русский | сертификация | сопромат | социология | теория вероятностей | управление в технических системах | физкультура | философия | фотография | французский | школьная математика | экология | экономика | экономика (словарь) | язык Assembler | язык Basic, VB | язык Pascal | язык Си, Си++ |