драматургия Шиллера позднего периода.Исторические драмы
-1888г.-новый,зрелый этап
-Веймарский классицизм
-под влиянием Канта
-занимается историей и эстетикой
- «история 30летней войны», «Валленштейн»
-90е гг.- «о грации и достоинстве», «об эстетическом воспитании», «о наивной и сентиментальной поэзии»
- «Мария Стюарт», «Жанна д'Арк», «Диметирий»(история Лжедмитрия), «Вильгельм Тель», «Мессианская невеста»
-раздумье об истории,воплощение в чувственных,жизнеспособных образах
-величие,достоинство человека
-контраст идеала и действительности,сатиры и элегии
-максимальное обобщение характеров,прекрасная душа
-красота и достоинство человека
-Упорядоченная композиция
«Веймарская классика» – период позднего творчества Гёте и
Шиллера (2-ая половина 1880-х гг. – рубеж вв). Термин происходит от
названия города Веймар, где жили Гёте и Шиллер.
1) «Классический период» связан с возвращением к принципам
античного искусства, но в новом качестве. Античность воспринималась
великими поэтами не как предмет для копирования, а как источник
вдохновения. Гёте и Шиллер считали главной целью и современного, и
античного искусства гуманизм. Важно не копировать античное искусство,
а искать, стремиться вперёд, к будущему.
2) Стремление отразить в искусстве «вечные» вопросы, к
обобщениям, всемирно-историческим, философским проблемам.
«Великие образы», высокие идеи.
3). Новый тип героя: обобщённый образ, более идеализированный и
эстетизированный.
Произведения Шиллера периода Веймара: драмы «Орлеанская дева»,
«Мария Стюарт», «Вильгельм Телль»; исторические и теоретические
трактаты («О наивной и сентиментальной поэзии», напр.), баллады.
Произведения Гёте периода Веймара: статьи по искусству, драмы
(«Торквато Тассо»), баллады, дилогия романов «Годы учения Вильгельма
Майстера» и «Годы странствий Вильгельма Майстера»,
Валленштейн (Wallenstein. 1800)
— трилогия, посвященная выдающемуся полководцу Тридцатилетней войны, который командовал войсками австрийского императора. Валленштейн был заподозрен в сговоре со шведами и убит в пограничной крепости Эгер наемными убийцами. В первой пьесе — «Лагерь Валленштейна» — показана пестрая толпа эпохи Тридцатилетней войны: солдаты, крестьяне, офицеры. Из их диалогов создается образ Валленштейна, прославленного полководца, который пошел на разрыв с венским двором ради осуществления своих планов. Во второй части — «Пикколомини» — изображена борьба различных групп внутри армии за и против Валленштейна. В третьей части — «Смерть Валленштейна» — показала гибель полководца, павшего от руки подкупленных убийц. «Валленштейн» — одно из самых монументальных произведений Шиллера.
Мария Стюарт (Maria Stuart. 1801)
— трагедия, написанная Шиллером, когда талант его достиг полной зрелости. В драме воспроизведены последние дни шотландской королевы Марии Стюарт, приговоренной к смерти по обвинению в покушении на жизнь королевы Англии Елизаветы. Образ Марии Стюарт — один из самых ярких в творчестве Шиллера. Действие пьесы развивается на протяжении небольшого отрезка времени; автор воспроизводит на сцене один из самых драматических эпизодов истории Англии, когда шла борьба между силами, отстаивающими новые буржуазные формы государственности, и поборниками католицизма. Несмотря на сочувствие своей героине, Шиллер показывает закономерность ее гибели, поскольку именно с Марией Стюарт католическая реакция связывала надежду на осуществление своих замыслов.
Орлеанская дева (Die Jungfrau von Orleans. 1802)
— одна из самых знаменитых пьес Шиллера. Она долгое время находилась под цензурным запретом в царской России, ибо в ней романтически приподнятый образ крестьянской девушки Жанны д'Арк, народной героини, противопоставлен образу ничтожного короля. Потрясенная бедствиями, обрушившимися на Францию, безгранично веря в свое предназначение, Жанна становится во главе войска и вдохновляет народ на войну, которая заканчивается освобождением Франции от британских захватчиков. Пьеса эта, написанная в период, когда над Германией нависла непосредственная угроза наполеоновского вторжения, прозвучала как призыв к организованному сопротивлению перед опасностью утраты национальной независимости.
Вильгельм Телль (Wilhelm Tell. 1804)
— драма, посвященная борьбе швейцарского народа против австрийского ига. В центре ее — образ легендарного стрелка Вильгельма Телля, который выстрелом из лука убил известного своей жестокостью австрийского наместника. Этот выстрел послужил сигналом к восстанию. Восставшие изгнали войска австрийского императора и объявили Швейцарию свободной страной. В патетических народных сценах раскрываются героизм свободолюбивого швейцарского народа, жестокость его притеснителей. В кратких ремарках Шиллер с большим мастерством рисует красоту природы, на фоне которой развивается действие. Через всю пьесу проходит мысль о великом воздействии народа на ход истории.