шпаргалка

Жизнь и творчество Г.Гейне.Публицистика. «книга песен»(основные темы,особенности художественной формы).

[ Назад ]

-последний поэт романтизма и первый поэт новой,революционной школы поэзии

-поэтическо-философский стиль

-сквозной темой,ее ведущей осью является неразделенная любовь

-Дюссельдорф,Самсон и Бетти Гейне,Дюссельдорфский лицей,коммерческая школа,в Гамбург к дяде Соломону,дочь Амалия,университет в Бонне.

-передавал идеи французских просветителей

-литературно-критическая статья «романтика»

-берлинский университет в Пруссии

-литературные общества

-трагедия «альманзор»,1827-появление в печати «книги песен»

-”путевые картины»

-поездка в Англию,Италию

-1831переезд в Париж

-цикл стихов «новая волна»

-новелла «флорентийские ночи»

-публицистическое произведение «Людвиг Берне»

“зимняя сказка»,сборник стихов «романсеро»

-политический изгнанник

-”книга песен»1816-1827(работал более 10лет)

-развитие общественного сознания автора

-традиция позднего романтизма

-любовь как первооснова бытия трактуется в индивидуально-событийном,субъективно-романтическом плане

-цикл «юношеские страдания»(1816-1821)”сновидения», «песни», «сонеты»

-боль неразделенной любви

-конфликт с действительностью,воспринимаемый через призму сердечной драмы

-четкие социальные контуры(тема богатства)

-мотивы времени,истории

-увлечение Наполеоном

-циклы «лирическое интермеццо», «опять на Родине»

-песенный фольклор

-нравственная печаль,мягкая грусть отвергнутого чувства,сменяющаяся радостным колоритом

-прославление Любви во всем реальном жизненном обаянии

-трагический образ лирического двойника

-линия общественно-политической сатиры

-противопоставление княжеской морали дворянско-бюргерского общества

-насмешка над схоластикой,критика филистерства

-баллада «Лорелея»

-эпическое повествовательное начало

-природа есть важнейшее средство видения и познания мира,раскрытия собственной души

-параллелизм настроения поэта и состояния природы

-цикл «северное море»(1825-1826)

-ритмы свободного стиха

-тема любви становится одной из периферийных

-неожиданная ироническая концовка

-непосредственность чувств,плавная напевность ритмов

-Шуберт,Шуман,Лист,Чайковский,Бородин

-”путевые картины»

-социально-политические проблемы,явления общественной жизни

“Путешествие по Гарцу»

-путевые очерки

-раздробленность на карликовые государства

-протест против монархического режима и клерикального гнета,сковывающего свободные умы Германии

-черты отсталой,погрязшей в мещанстве и мелких страстях Германии

-наблюдения за жизнью рабочих,тяжелые условия труда шахтеров

-светлый оптимистический колорит

-широкое использование неожиданной метафоры

-революционный характер романтизма

-осмысление противоречий буржуазного общества

-стилевые черты очеркового репортажа

-1831-1839гг.-социально-политическая проблематика

-глубокие симпатии к народу

-против идеологии реакционных правящих классов Г.

-критика эстетической концепции и творческой практики немецких романтиков за связь с идеологией абсолютизма и католической церкви

-бездарность политической поэзии

-постановка социально-политических проблем

-сборник «современные стихотворения»

-общественно-политическая борьба в Германии

-сатирическое высмеивание феодальной Германии

-сатира на правление Фридриха Вильгельма4

-против Баварии как основной опоры монархо-католической реакции в Германии и реакционера Людвига1Баварского

-”Германия-зимняя сказка»

-стремление видеть родину единым демократическим государством

-вопрос о революции

-поражение революционного движения во Франции

-8лет болезни;слепота

-активная антифеодальная направленность,враждебность политической и духовной реакции

-проблема отношения к пролетариату

-душевная скорбь по поводу поражения венгерской революции

-мотивы еврейского фольклора

-история еврейского народа

-мотивы скорби и оптимизма

ГЕЙНЕ, ГЕНРИХ (Heine, Heinrich) (1797–1856), немецкий поэт и прозаик, критик и публицист, которого ставят в один ряд с И.В.Гёте, Ф.Шиллером и Г.Э.Лессингом. Родился 13 декабря 1797 в Дюссельдорфе в еврейской семье. Французская оккупация внесла в атмосферу раздробленной Германии прогрессивные идеи, в т.ч. новые принципы гражданского и религиозного равенства, которые на всю жизнь сделали Гейне «либералом» в традициях Французской революции. Полученное им смешанное образование несомненно способствовало формированию его в целом космополитического мировоззрения. После частной еврейской школы он учился в лицее, где уроки велись на французском языке и даже католическими патерами.

Безуспешными оказались попытки Гейне заняться коммерцией, сначала во Франкфурте-на-Майне (1815), затем в Гамбурге (1816–1819). Он учился в Бонне (1819), Гёттингене (1820) и Берлине (1821–1823), где испытал сильное влияние Гегеля. В итоге, вернувшись в Гёттинген, в 1825 получил звание доктора права. После того как Пруссия в 1823 отняла у евреев гражданские права, Гейне сделался заклятым врагом прусского режима, хотя, по примеру многих современников, принял лютеранство (1825). Официальная перемена вероисповедания не дала ему никаких преимуществ, ибо его сочинения раздражали власти куда больше, чем его религия. Сложности с объединенной австро-прусской цензурой начались очень скоро и преследовали его всю жизнь.

В сфере интересов Гейне главное место всегда занимала литература. В Бонне он познакомился с А.В.Шлегелем и посещал его лекции; в Берлине уже состоявшимся литератором был вхож в литературный кружок Рахили фон Энзе. Первые свои стихи Гейне опубликовал в 1817; первый сборник, Стихотворения (Gedichte), вышел в свет в 1821, а первый стихотворный цикл, Лирическое интермеццо (Lyrisches Intermezzo), – в 1823. Попробовал он свои силы и в политической публицистике.

После университета Гейне предполагал заняться в Гамбурге юридической практикой, но в конечном счете предпочел литературную деятельность и весьма быстро укрепил свои позиции как в прозе, так и в поэзии. Первый из четырех томов его Путевых картин (Reisebilder, 1826), о пешем странствии в горах Гарца (Путешествие по Гарцу – Die Harzreise), принес ему широкую известность, и впредь он зарабатывал на жизнь литературным трудом. Путевые картины ознаменовали также начало его многолетнего сотрудничества с гамбургским издателем Ю.Кампе. В эти годы Гейне много разъезжает, проводит 3–4 месяца в Англии (1827), затем в Италии (1828), где задерживается чуть дольше; эти поездки послужили материалом для следующих томов Путевых картин (1829, 1831). Одновременно он перерабатывал свои стихи и составил Книгу песен (Buch der Lieder, 1827), снискавшую широкое признание не в последнюю очередь потому, что многие стихи были положены на музыку Ф.Шубертом и Р.Шуманом. В 1829 Иоганн Котта предложил Гейне стать соиздателем своей мюнхенской газеты «Новые всеобщие политические анналы» («Neue Allgemeine Politische Annalen»). Гейне принял предложение, но уже в 1831, возможно, рассчитывая на профессорскую должность (он ее так и не получил), оставил должность редактора.

Отныне Гейне был профессиональным литератором. Июльская революция 1830 дала ему ответ на вопрос, что делать дальше: в мае 1831 он уезжает из Германии и навсегда поселяется в Париже. Париж круто изменил его жизнь, он поднялся на новую ступень как прозаик и публицист. Его репортажи о Франции были посвящены общественной жизни, политике, искусству и театру; репортажи о Германии – литературе и философии. Начал он с серии статей о Париже в коттовском «Утреннем листке» («Morgenblatt»), продолжив эту работу циклом публикаций для «Всеобщей газеты» («Allgemeine Zeitung») того же издателя. Эти последние вызвали недовольство австрийского канцлера К.Меттерниха и полностью были напечатаны только отдельной книгой под названием Французские дела (Französische Zustände). Книга эта посвящена режиму Луи Филиппа и содержит знаменитое предисловие с резкой критикой Вильгельма IV Прусского, призывающее его дать народу обещанную конституцию. Статьи Гейне о Германии выходили на двух языках и включают работы Романтическая школа (Die romantische Schule, 1833) и К истории религии и философии в Германии (Zur Geschichte der Religion und Philosophie in Deutschland, 1834).

В 1834 Гейне познакомился с молоденькой продавщицей Кресанс Эжени Мира, которую увековечит в стихах под именем Матильды. В 1841 они поженились.

В 1835 в Пруссии рейхстаг запретил произведения ряда политически прогрессивных авторов «Молодой Германии» («Das junge Deutschland»). Имя Гейне стояло в списке рядом с именами К.Гуцкова, Г.Лаубе, Т.Мундта и Л.Винбарга. Не сумев снискать благосклонность официальной Пруссии, Гейне не ладил и с немецкими революционерами-реформаторами, которых в Париже объединил вокруг себя Л.Бёрне. Бёрне резко обрушился на Гейне в своих Письмах из Парижа (Briefe aus Paris), и Гейне был вынужден ответить. Сделал он это уже после смерти Бёрне в работе Людвиг Бёрне. Книга воспоминаний (Ludwig Börne, eine Denkschrift, 1840), которую ожидал на родине весьма холодный прием. В том же 1840 Гейне возобновил во «Всеобщей газете» разносторонние публикации о жизни Парижа, в 1854 вышедшие отдельной книгой под названием Лютеция (Lutezia). Это были его последние опыты в области журналистики; он начал писать стихи, которые вновь заняли доминирующее положение в его творчестве, о чем свидетельствуют вышедшие одна за другой книги Атта Тролль (Atta Troll, 1843), Новые стихотворения (Neue Gedichte, 1844) и Германия. Зимняя сказка (Deutschland, ein Wintermärchen, 1844), итог состоявшейся годом раньше поездки на родину и одно из самых сильных его произведений.

К тому времени здоровье поэта было сильно подорвано; семейные ссоры, последовавшие за смертью дяди в 1844, обострили болезнь, которая в 1848 приковала Гейне к постели. Это несчастье, однако, не положило конец его литературной деятельности. Хотя болезнь превратила его жизнь в сплошное страдание, творческая энергия Гейне неизмеримо возросла, свидетельством чему Романсеро (Romanzero, 1851) и Стихотворения 1853 и 1854 годов (Gedichte 1853–1854), за которыми последовал еще один сборник, опубликованный посмертно. Умер Гейне в Париже 17 февраля 1856; похоронен на Монмартрском кладбище.

Произведения Гейне легко читаются – отчасти потому, что он умел о многом сказать просто и коротко, а отчасти потому, что он никогда не вдавался в пространную полемику, предпочитая короткие стихи или прозу и легко переходя от одной темы к другой. Его популярность, но отнюдь не истинное его место в литературе, зиждется на стихах, на блестящих и неподражаемых песнях (Lieder), широко известных во всем мире. Он был не только прирожденным поэтом, но и блестящим прозаиком, соединяя в своих произведениях ясность Лессинга, которым он восхищался, с гением Ницше, который восхищался им. Проза Гейне в Книге Le Grand (Das Buch Le Grand), повествующая о вступлении французов в Дюссельдорф, стоит в одном ряду с балладой Гренадеры (Die Grenadiere), посвященной тому же событию. В целом путевые заметки Гейне дают яркую картину его дарования – острого ума, едкой иронии, сатирического дара. Впрочем, на фоне стихов, написанных Гейне в последние 15 лет жизни, все прочее отходит на второй план. Как поэт-лирик он достиг непревзойденного мастерства.





КАТЕГОРИИ:

Network | английский | архитектура эвм | астрономия | аудит | биология | вычислительная математика | география | Гражданское право | демография | дискретная математика | законодательство | история | квантовая физика | компиляторы | КСЕ - Концепция современного естествознания | культурология | линейная алгебра | литература | математическая статистика | математический анализ | Международный стандарт финансовой отчетности МСФО | менеджмент | метрология | механика | немецкий | неорганическая химия | ОБЖ | общая физика | операционные системы | оптимизация в сапр | органическая химия | педагогика | политология | правоведение | прочие дисциплины | психология (методы) | радиоэлектроника | религия | русский | сертификация | сопромат | социология | теория вероятностей | управление в технических системах | физкультура | философия | фотография | французский | школьная математика | экология | экономика | экономика (словарь) | язык Assembler | язык Basic, VB | язык Pascal | язык Си, Си++ |