шпаргалка

Роман Т.Манна «Будденброки».Тема бюргера и художника

[ Назад ]

-1901г.

-интеллектуальный роман,семейный роман

-Томас Будденброк читает работу Шопенгауэра «мир как воля и представление»

-пр.: «сага о Форсайтах»

-судьба человека вписана в судьбу его предков,в судьбу страны,всего человечества

-статья «Любек как форма духовной жизни»

-всегда трагический исход

-гибель семьи как закат культуры

-тема вырождения,истощения жизненной энергии

-уход во внутреннюю жизнь

-тема болезненности,нежизнеспособности,психической неполноценности

-история нескольких поколений +переменное описание жизни одного героя

-частные истории +общие сборные темы

-хроника

-вытянутость эпизодов по времени

-отсутствие временных смещений

-прочтение единой закономерности в частной судьбе

-события повседневной жизни

-пессимизм +сатира

-статья «Гете как представитель бюргерской эпохи»

-биографичность сюжета

-бюргерство-основа немецкого национального характера-идея умеренности

-эпоха Возрождения-расцвет бюргерства

-деловая предприимчивость+полет духа

-проблема несоответствия практической деятельности и духовной жизни

-мифологический аспект-фаустовская линия

-музыкальное восприятие пейзажа

-пейзаж города,его архитектура

-природный пейзаж-северное море

-стиль-сублимация диалектов предков

-сдержанность

-медлительность

-насмешливость,юмористическое звучание

-нижненемецкое наречие

-верность,порядочность-основные качества

Этот первый большой роман Томаса Манна представляет собой одно из наи¬более выдающихся произведений довоен¬ной немецкой литературы. Рядом с ним по общественному и художественному значению можно поставить только цикл романов Генриха Манна, изображающих вильгельмовскую империю. В атом цикле (особенно в «Верноподданном») Ген¬рих Манн выступает как писатель, поли¬тически более острый и злободневный, чем Томас, его брат.



В «Будденброках» нет такой непо¬средственной злободневности. Действие здесь заканчивается задолго до развер¬тывания и краха вильгельмовского пе¬риода. Все же этот роман содержит в себе глубокую общественную критику, хотя и в сложной, запутанной форме. Художественная форма «Будденброков» тесно связана с этой особой фор¬мой общественной критики и также чрезвычайно своеобразна: во всей не¬мецкой литературе предвоенных лет нет ни одного романа, настолько закончен¬ного, спокойного и монументального по форме. Но не только в немецкой — во всей мировой литературе этого периода не много произведений, которые могли бы сравняться с этим романом в художественном отношении.



В романе рассказана история одной семьи. Упадок буржуазии представлен здесь в образе упадка купеческого се¬мейства. Независимо друг от друга, различные писатели, современные Ман¬ну, приходили к подобным сюжетам и подобному способу изображения буржу¬азного разложения. Максим Горький написал «Дело Артамоновых», Гелсуорси — «Сагу о Форсайтах». Еще Золя, описывал гибель одной семьи, включив эту тему в широкую картину гибели Второй империи. Большей частью писа¬тели сосредотачивали повествование во¬круг судеб описываемой семьи и лишь в той мере изображали большие поли¬тические и экономические явления цело¬го полустолетия, в какой с ними непосредственно связана личная жизнь то¬го или иного члена семьи. Общественная действительность в непосредственном виде присутствует в «Будденброках» только там, где она наглядно показы¬вает возвышение или падение семьи Будденброк.



Роман Томаса Манна — это элегиче¬ский эпос о буржуазном закате. Манн представляет его в двух аспектах.



С одной стороны, в распаде семьи Будденброк должен отразиться всеоб¬щий процесс распада буржуазии; биоло¬гические и психологические особенности представителей различных поколений являются характерными симптомами и формой, в которой происходит этот не-избежный распад. С этой точки зрения роман Томаса Манна является монумен¬тальным символом буржуазного дека¬данса.



Но роман можно назвать историей упадка еще в другом, гораздо более непосредственном и конкретном смысле. Он изображает вымирание старой буржуазии в тесной связи с вымира¬нием лучших буржуазных традиций. То¬мас Манн показывает — правда, толь¬ко эскизно, рисуя только периферий¬ные явления, но, тем не менее, вполне отчетливо, — как на место буржуа ста¬рого склада выдвигается буржуа совре¬менного образца: некультурный, эго¬истический, жестокий и пошлый капи¬талист нашего времени.



Роман построен на этом контрасте. Литературная манера Томаса Манна строго объективна; однако под умеренностью формы в «Будденброках» скры¬вается мотив упадка немецкой буржуаз¬ной идеологии, начавшегося, приблизи¬тельно, в период военных успехов 1870 — 71 гг. и охватившего герман¬ское общество во времена Вильгельма, в тесной связи с той ролью, которую Германия сыграла в империалистической войне. Эта культурно-критическая борь¬ба, — выраженная в очень тонкой ху¬дожественной форме, почти всегда скры¬тая, но тем не менее достаточно опреде¬ленная, — ставит роман Томаса Ман¬на в непосредственную связь с актуаль¬нейшими культурными вопросами того времени. И не только того времени: ведь очень многое в германском фашиз¬ме уходит корнями в традиции вильгельмовской Германии.

И в наши дни роман Томаса Манна не потерял еще актуальности. Этот ро¬ман является гуманистическим проте¬стом против варварства империалисти¬ческой буржуазии. Таково его значение, и оно не отрицается тем, что некультурной современной буржуазии Томас Манн противопоставляет почтенный буржуазный патрициат, а не буржуазию периода подъема. Эта смягченная форма гуманистического протеста органически вырастает из развития всей буржуаз¬ном немецкой литературы и, особенно, из развития самого Томаса Майна.



Томас Манн изображает упадок ста¬рой буржуазии как внутренний процесс. Он показывает в своем рома¬не четыре поколения старо купеческой семьи из Любека. Он прекрасно инди¬видуализирует персонажи и мастерски рисует как различие, так и фамильное сходство. Перед нами возникают телес¬ные и духовные черты, характерные для всех Будденброков; одновременно с этим мы видим, с одной стороны, как по¬являются в каждом новом поколении новые свойства, новые черты характера и, с другой стороны, как старые, уна¬следованные свойства приобретают в но¬вой общественной обстановке и в связи к индивидуальностью каждого человека новое значение.



Томас Манн не ограничивается пси¬хо-физиологической характеристикой действующих лиц, как это обычно де¬лают современные ему писатели-натуралисты. Очень сдержанно, скупыми намеками он передает также изменения во взглядах персонажей, и эти изменения исторически правдиво отражают изме¬нения, происходящие в объективной действительности. Старейший предста¬витель семейства Будденброк — воен¬ный интендант в армии, которая сражает¬ся против Наполеона, — свободомысля¬щий вольтерьянец; его сын находится под влиянием религиозно-романтиче¬ских идей времен Реставрации (хотя, надо сказать, эти идеи принимают у не¬го особый, патрицианский — почтен-ный, умеренный оттенок). В третьем по¬колении религиозные идеи не играют уже никакой роли. Будденброки этого времени, опять-таки в полном согласии с исторической правдой, оказываются поклонниками философии Шопенгауэра и вагнеровского театра. Очень интерес¬но, что Томас Манн заставляет сенато¬ра Томаса Будденброк с энтузиазмом читать Шопенгауэра, но вслед за тем показывает, как общественные требования предъявляемые к жизни уважаемо¬го купца, удерживают его от философ¬ского обоснования и развития своих личных склонностей и инстинктов.



В центре романа — третье поколение Будденброков. Симптомы упадка в нем проявляются уже отчетливо. Томас Манн достигает большой художествен¬ной высоты, изображая ряд психических черт, которые роднят обоих братьев — Томаса и Христиана Будденброк и все-таки ведут каждого из них совершенно различными жизненными путями. И здесь Манн не передает симптомы упад¬ка описанием психо-физиологических особенностей: он старается проникнуть в их основу и определить психологиче¬ские корни декаданса в отчуждении от¬дельных людей от своего класса. У представителей двух первых поколений бытовой уклад, этика, купеческие тра¬диции в духе патрицианской буржуа¬зии и т. п. — все это было непререкае¬мым, само собой разумеющимся и не подлежащим какому бы то ни было со¬мнению видом существования. У Томаса и Христиана такая индивидуальная связь с жизнью своего класса уже утра¬чена. Младший из братьев, Христиан, теряет вследствие этого всякую цельность; вся его жизнь распадается на ряд бессмысленных эпизодов, и он гибнет морально и физически. Томас— старший брат — хочет сознательными усилиями восстановить эту связь, которая не дана ему как инстинкт. Он старается искус¬ственно, насильно навязать себе «нату¬ру» богатого купца — патриция. На время это ему удается. Кажется даже, будто Томас Будденброк придал небы-валый блеск, дому Будденброков — он первый из Будденброков стал сенатором! Но у него все-таки нет корней, и чем дальше, тем сильнее это сказывает¬ся. Его «традиционность» все больше превращается в пустое актерство. Капитализм развивается неудержимо, и по¬пытка Томаса соединить новые формы приобретательства с «почтенностью» фа-милии Будденброк терпит крушение. Даже главенство Томаса в предприятии все больше превращается в формаль¬ность; о нем уже поговаривают, что на бирже ему принадлежит чисто декора¬тивная роль. Младший Будденброк — неприспособленный к жизни человек, декадент, целиком поглощенный своими чувствами. Он умирает в ранней моло¬дости и вместе с ним вымирает семья Будденброков.



Судьба этой семьи, во всей ее симво¬личности, дана Томасом Манном необы¬чайно замкнуто. В этой замкнутости, в этом выделении изнутри выражается и сила и слабость Манна как художника. О редкой, почти беспримерной для со¬временной буржуазной литературы за¬конченности этого романа мы уже гово¬рили. Эта законченность, однако, осно¬вана на самоограничении автора в сме¬лом выборе объектов и смелом изобра-жении их. Таким образом, спокойная законченность романа таит в себе глу¬бокую и неразрешенную двойствен¬ность. В книге выдержан чрезвычайно объективный тон. Повествование ведется ровно, бесстрастно, напоминая хронику. Но по существу и композиция, и сюжет, и характеры — все это впол¬не субъективно.



Субъективен, прежде всего, отбор ма¬териала. Из всей общественной действи¬тельности взято лишь то, что касается Будденброков, и изображены эти явления так, как Будденброки их пережива¬ют, будь то экономические явления или политические события мирового значе¬ния (революция 1848 г., война 1870-71 гг. и т. д.). Повествование приобре¬тает вследствие этого большую цель¬ность, так как развитие его следует за отдельными персонажами, связанными судьбой семейства, которую они в себе воплощают. Однако такой принцип от-бора приводит к тому, что крупнейшие события охватываются романом лишь постольку, поскольку их осознают Будденброки. Самостоятельное, действительное значение этих со¬бытий, весьма отличное от того, как их представляют себе эти люди, при этом неизбежно урезывается.



Субъективизм этого замысла яснее всего проявляется в противопоставлении старой и новой буржуазии. Ограничи¬вая себя в изображении этого противо¬речия, являющегося действительной причиной деградации Будденброков, тем, что доступно пониманию Томаса Будденброка, писатель сужает свою ши¬рокую тему до описания психологическо¬го декаданса одной семьи.



Этот способ отбора распространяется и на образы людей, на персонажи, не принадлежащие к семейству Будденброк. Поэтому в эпизодических лицах есть не¬что гротескно-силуэтное. Характеристи¬ка их, построенная на повторениях од¬ной или двух неизменных черт, напоми¬нает «лейтмотивную» характеристику в театре Рихарда Вагнера. Слабость та¬кой субъективистской характеристики особенно наглядна в фигуре Герды, жены Томаса Будденброка. Она изобра¬жена, как женщина интересная, эксцен¬трическая, особа загадочная для любекских «патрициев». То, что Томас Будденброк выбрал себе такую жену, должно быть для него чрезвычайно ха¬рактерно. Но читатель узнает о ней лишь столько, сколько могли в ней раз¬глядеть любекские купцы. Ее внутрен¬няя жизнь остается загадкой и для него.



Литературный стиль романа находит¬ся в полном соответствии с выбором материала. Томас Манн стремится к тому, чтобы давать возможно большие, цельные и спокойные картины. Поэтому об отдельных явлениях рассказывается по возможности мало. Предпочитаются разговоры, письма и т. д., в которых резюмируются, излагаются уже прошедшие события. Очень характерно, например, следующее. В юности Томас Будденброк любил девушку, но женить¬ся на ней не мог по соображениям се¬мейного порядка. Читатель ничего не узнает об этой юношеской любви. Дает¬ся только краткий прощальный разго¬вор между влюбленными перед отъез¬дом Томаса. Переломы в общественной жизни также изображаются чаще всего путем последующего резюме, путем сравнения настоящего с прошлым, а не как поворотные драматические моменты. Мы не хотим этим сказать, что То¬мас Манн всегда уклонялся от изобра-жения драматических столкновений. Мы говорим только об основном характере его способа изображать действитель¬ность. Даже рассказывая о драматиче¬ском столкновении, он предпочитает на¬чинать с момента окончательной ката¬строфы, чтобы сразу дать в сжатом резюме все, предшествующее развитию действия. В этом отношении его роман напоминает драмы Ибсена.



На такой основе возникает спокойное величие «Будденброков». Оно достигается в большей мере тщательной фильтрацией жизненного материала, чем смелым, эпическим охватом его и эпической насыщенностью драматиче¬ских переломных моментов. Такая худо-жественная точка зрения выбрана То¬масом Манном вполне сознательно и проводится с большой последователь¬ностью и мастерством. Она дает ему возможность изобразить в больших и спокойных образах раздробленность и разорванность капиталистического общества. Однако подлинное значение и гра¬ницы этого своеобразного способа изображения обнаруживаются с чрезвычай¬ной ясностью при сравнении «Будденброков» с тематически-близким этому роману «Делом Артамоновых» М. Горь¬кого. У Горького все сосредоточено на решающих драматических моментах; у Томаса Манна все растворяется в спо¬койном и декоративном течении времен. У Горького — невероятно напряжен¬ный внутренний драматизм; у Томаса Манна — тихие картины фатального исхода. Различие в стиле этих двух пи¬сателей-современников определяется раз¬личием в их общественно-классовом ми¬ровоззрении. Пролетарский боец — Горь¬кий видит упадок купеческой семьи, как процесс разложения в стане классового врага. Томас Манн видит в упадке ста¬рого купечества судьбу, внутренний распад класса, с которым он связан, ги¬бель идеалов, нарождение нового обще¬ственного типа, который ему чужд и ко¬торый он отвергает. В обоих случаях возникают художественно-законченные произведения. У Горького — на основе правдивого изображения в высшей сте¬пени напряженных общественных противоречий, у Манна — на основе осторож¬ного процеживания и сортировки жиз¬ненного материала.



Вот почему «Будденброки», выдаю¬щееся произведение, не может иметь продолжения в развитии литературы и даже в творчестве самого Томаса Ман¬на.

Это во многих отношениях замеча¬тельное произведение часто вырывается за пределы, насильно для него устано¬вленные. Как ни фильтровал Томас Мани свой материал, жизнь не могла уложиться в его фаталистическую схему судьбы. В третьем поколении Будденброков есть очень живая и нисколько не декадентская фигура — Тони. Для то¬го, чтобы втянуть и ее в фатальное падение семьи, Томас Мани вынужден нагромождать множество несчастных слу¬чайностей в ее первом и втором браке и в браке ее дочери. Наконец, ему удается и ее представить как существо, потерпевшее полный крах. Как раз такие насилия показывают, что спокойная мо¬нументальность романа не продиктова¬на материалом, что основа художествен¬ного объективизма автора глубоко субъективна. Большая художественная одаренность, культура и серьезность Томаса Манна дали возможность при¬вести эти противоречивые элементы к художественному единству. Однако это единство — одна лишь красивая внеш¬ность. Поэтому «Будденброки» являют¬ся отдельной удачей в эпоху, столь не¬благоприятную для искусства, но не могут быть образцом для дальнейшего развития романа.

В 1899 году Манна призвали на годичную военную службу. А в 1901 году в издательстве С. Фишера вышел его роман «Будденброки», принадлежащий к жанру «семейного романа». Он принес Манну всемирную славу и Нобелевскую премию, но, главное, любовь и признательность миллионов людей.

Р.Г. Секачев пишет: «В этом романе, первом в серии социальных романов, Томас Манн затронул те проблемы, которые волновали его на протяжении всей жизни и которые продолжают волновать человечество: жизнь в своей материальности и духовная, интеллектуальная ее сторона, место художника в жизни, его обреченность и одиночество, ответственность таланта, процессы распада и перерождения буржуазного общества».

Взяв за основу историю собственной семьи и фирмы, основанной в 1760-х гг. его прапрадедом Зигмундом Манном, писатель создал эпическую хронику, показав типические черты развития бюргерства в XIX веке и создав тем самым материал для творческого осмысления проблем современной жизни, чему он, собственно говоря, посвятил все свои последующие произведения. Позднее Томас Манн писал, что в «Будденброках» он «создал широкое полотно, художественную и человеческую основу, на которую можно опираться при создании новой продукции».

Показывая четыре поколения Будденброков, писатель изобразил не только материальный, но и моральный упадок бюргерства. В романе типу бюргера противопоставлен тип художника, хотя предпочтение не отдается ни тому, ни другому.

Вот что пишет о романе Б. Сучков:

«Если старшие представители рода Будденброков, жившие во времена расцвета буржуазии, прочно стояли на ногах и считали свой густо настоенный на вековых традициях бюргерский быт нерушимой формой существования и успех сопутствовал им в делах, то их потомкам приходится отступать и гибнуть под ударами более ловких и бессовестных конкурентов. Типичные представители буржуазии перестали осознавать себя хозяевами жизни. Под их бытием время подвело черту, и роман закономерно завершало преисполненное драматизма описание смерти Ганно Будденброка, на котором оборвался старый бюргерский род и закончился цикл развития целого исторического периода. Эта мысль является высоким достижением реализма Томаса Манна. Писатель понимал, что у пришедших на смену патриархальному бюргерству новых рыцарей дебета и кредита — в романе этот тип предпринимателей представлен семейством Хагенштремов — отсутствует созидательное начало. Процветающий коммерсант Хагенштрем относится к жизни как потребитель, стремящийся любой ценой и средствами урвать кус пожирнее. Он и ему подобные по природе своей враждебны культуре. В своем романе Томас Манн поднимался до осуждения буржуазной практики как безнравственной. Легкомысленный Христиан Будденброк однажды высказал в обществе коммерсантов не очень оригинальное, но неожиданное в устах отпрыска купеческого рода суждение: "Собственно говоря, каждый коммерсант мошенник". Эта его реплика вызвала приступ бешеной ярости у Томаса Будденброка, свято стоявшего на защите добродетели собственного ремесла. Но когда он ощутил пустоту и бессодержательность своей деятельности, когда его личное счастье рухнуло и он потерял надежду увидеть в сыне продолжателя своего дела, когда он всерьез задумался о смысле жизни, то он понял с ошеломляющей ясностью правду, стоявшую за словами его неудачника-брата.

Писатель не принимал новую буржуазную действительность, складывавшуюся у него на глазах, — ни ее искусства, ни ее идеологии. Всему комплексу социальных явлений, связанных с империалистическим двадцатым веком, Манн противопоставил, как идеал и норму, бюргерскую культуру. Его описания устоявшегося бюргерского быта, упорядоченного и несуетливого, пропитаны теплом и напоминают своей поэтичностью толстовские описания быта русского дворянства. Разумеется, Будденброки — Томас Манн это подчеркивает — не могут олицетворять всю бюргерскую культуру: для этого они недостаточно интеллектуальны и слишком коммерсанты. Но пора расцвета бюргерства, совпадавшая с расцветом буржуазной демократии, рассматривалась писателем как вершина в духовном развитии человечества, и крушение бюргерского уклада жизни воспринималось Манном как закат всей культуры».





КАТЕГОРИИ:

Network | английский | архитектура эвм | астрономия | аудит | биология | вычислительная математика | география | Гражданское право | демография | дискретная математика | законодательство | история | квантовая физика | компиляторы | КСЕ - Концепция современного естествознания | культурология | линейная алгебра | литература | математическая статистика | математический анализ | Международный стандарт финансовой отчетности МСФО | менеджмент | метрология | механика | немецкий | неорганическая химия | ОБЖ | общая физика | операционные системы | оптимизация в сапр | органическая химия | педагогика | политология | правоведение | прочие дисциплины | психология (методы) | радиоэлектроника | религия | русский | сертификация | сопромат | социология | теория вероятностей | управление в технических системах | физкультура | философия | фотография | французский | школьная математика | экология | экономика | экономика (словарь) | язык Assembler | язык Basic, VB | язык Pascal | язык Си, Си++ |