шпаргалка

литература потерянного поколения как явление культуры 20в.Судьба и творчество Ремарка.Анализ одного романа

[ Назад ]

-родился в Оснабрюке в семье переплетчика и владельца небольшой книжной лавки

-1916г.-добровольцем отправился на западный фронт(1918г.был ранен)

-был бухгалтером,служащим,коммивояжером,органистом,учителем,журналистом и редактором

- «на западном фронте без перемен»1929-сразу принес мировую известность

-преследования милитаристских и реваншистских кругов-покидает Германию и живет во Франции и Швейцарии

-написан с позиции потерянного поколения

-поколение,которое погубила война

-те,кто стал жертвой,даже если спасся от снарядов

-война во всех ее страшных проявлениях

-косвенно дает испытать отношение к судьбе героев

-трагическое звучание

-гибнут еще совсем мальчики,даже не узнав настоящей жизни

-одна из наиболее ярких антивоенных книг

-отсутствие светлой перспективы

-героям свойственно уважение к человеку,вера в товарищество,мужскую дружбу и любовь

-фашизм-отвратительное проявление варварства и дикости

-показывает,как трагическое находится рядом с обыденным

-пишет сжато,лаконично,скуп на детали

-тема борьбы с фашизмом

-оправдывает освободительную войну русского народа

- «три товарища», «тени в раю», «триумфальная арка», «время жить и время умирать»

-гуманистическое осуждение фашизма и войны,мастерское изображение душевного мира простого человека

Эрих Мария Ремарк (Erich Maria Remarque, 22 июня 1898, Оснабрюк — 25 сентября 1970, Локарно) — псевдоним Эриха Пауля Ремарка (Erich Paul Remark), одного из наиболее известных и читаемых немецких писателей двадцатого века.

Ремарк родился в Оснабрюке, Германия, в католической рабочей семье. В 18 лет пошёл солдатом на войну. В ходе Первой Мировой Войны несколько раз был ранен. После войны Ремарк часто менял профессии, работал библиотекарем, бизнесменом, учителем, редактором.

В 1929 году Ремарк опубликовал наиболее известное из своих произведений, «На западном фронте без перемен», описывающее жестокость войны с точки зрения 19-летнего солдата. Затем последовали ещё несколько антивоенных сочинений; простым, эмоциональным языком в них реалистично описывалась война и послевоенный период. Обратная точка зрения, прославлявшая войну, была представлена «Стальным штурмом» (In Stahlgewittern) Эрнста Юнгера. Как и Ремарк, Юнгер тоже был участником войны.

В 1933 году нацисты запретили и сожгли произведения Ремарка, и объявили (хотя это было ложью), что Ремарк якобы потомок французских евреев и его настоящая фамилия Крамер (слово Ремарк, записанное наоборот). Этот «факт» до сих пор приводится в некоторых биографиях, несмотря на полное отсутствие каких-либо подтверждающих его свидетельств.

Сам Ремарк избежал нацистских преследований, поскольку с 1931 года жил в Швейцарии. В 1939 году Ремарк отправился в США с женой Ильзой Джин Замбви (Ilsa Jeanne Zamboui), а в 1947 году они получили американское гражданство.

Ремарк и Замбви дважды вступали в брак и разводились. В 1958 году Ремарк женился на голливудской актрисе Полетт Годар (Paulette Goddard) и они оставались женаты до его смерти в 1970.



В 1948 году Ремарк вернулся в Швейцарию, где и прожил остаток жизни. Умер Ремарк 25 сентября 1970 года в возрасте 72-х лет в городе Локарно и похоронен на швейцарском кладбище Ронко в кантоне Тичино. Годар похоронена рядом с ним.

Роман продолжает тематику «потерянного поколения»[3].

Люди, прошедшие через горнило войны, не могут уйти от призраков прошлого. Военные воспоминания постоянно мучают главного героя. Голодное детство стало причиной болезни его любимой. Но именно военное братство сплотило трёх товарищей Роберта Локампа, Отто Кёстера и Готтфрида Ленца. И они готовы на всё ради дружбы. Несмотря на пропитавшую его смерть, роман говорит о жажде жизни.

• Роберт Локамп (Робби) — главный герой романа. Возлюбленный Патриции Хольман (Пат). Друг Готфрида Ленца и Отто Кёстера.

• Отто Кёстер — один из главных героев. В прошлом — военный, в романе являлся владельцем автомастерской, в которой работали главные герои. Кроме того, являлся автогонщиком-любителем, участвовал в гонках на машине «Карл», на которой несколько раз одерживал победу.

• Готтфрид Ленц — один из главных героев романа. Служил в армии, много путешествовал по миру, свидетельством чему является его чемодан, обклеенный всевозможными открытками, марками и прочим. Работал в автомастерской вместе с Кестером и Локампом. Очень легкий, позитивный человек, «душа» компании. Внешне выделялся в толпе соломенной копной волос. Друзья называли его последним, или «бумажным» романтиком. В романе погиб от случайной пули в потасовке.

• Патриция Хольман (Пат) — возлюбленная главного героя. История этой любви и составляет основу сюжета произведения.

Живя в эмиграции, Ремарк продолжал творить. Но следующее свое произ-

ведение он опубликовал лишь в 1938 году. Это был роман "Три товарища".

Место действия книги - Берлин. Об этом мы судим по отдельным приметам

города, таким, например, как знаменитая клиника "Шарите", а тот, кто чи-

тает роман в оригинале, - по ряду слов и выражений на берлинском диалек-

те, которые автор вкладывает в уста некоторых персонажей. Что же касает-

ся времени действия, то это 1928 год. Время обозначено совершенно точно,

ибо оно является важным объектом художественного исследования, проведен-

ного автором романа.

Хотя с того момента, как прозвучали последние выстрелы, прошло

опять-таки десять лет, жизнь была еще пропитана памятью о войне, пос-

ледствия которой сказывались на каждом шагу. Не зря ведь они, эти воспо-

минания, и самого автора привели к созданию его знаменитого антивоенного

романа.

Память о фронтовой жизни прочно входит в нынешнее существование трех

главных героев романа, Роберта Локампа, Отто Кестера и Готтфрида Ленца,

как бы продолжается в нем. Это ощущается на каждом шагу - не только в

большом, но и в малом, в бесчисленных деталях их быта, их поведения, их

разговоров. Даже дымящиеся асфальтные котлы напоминают им походные поле-

вые кухни, фары автомобиля - прожектор, вцепляющийся в самолет во время

его ночного полета, а комнаты одного из пациентов туберкулезного санато-

рия, к которому пришли в гости его товарищи по несчастью, - фронтовой

блиндаж.

Война наложила неизгладимый отпечаток на образ мышления трех товари-

щей. "Как ни странно, - замечает, например, Роберт, почувствовав, что из

кухни доносится аромат только что заваренного кофе, - но от запаха кофе

я повеселел. Еще со времен войны я знал: важное, значительное не может

успокоить нас... Утешает всегда мелочь, пустяк..." И если он говорит:

"Наше прошлое научило нас не заглядывать далеко вперед", - то мы понима-

ем, что под "прошлым" здесь тоже имеются в виду военные годы.

Постоянные воспоминания героев об их фронтовой юности не имеют ничего

общего с героизацией и романтизацией войны. Напротив, и этот роман Ре-

марка о мирной жизни является таким же антивоенным произведением, как и

два предыдущих. "Слишком много крови было пролито на этой земле, чтобы

можно было сохранить веру в небесного отца!" - к такому выводу приходит

Локамп после беседы со священником в церковном саду.

Но мысли о войне относятся не только к прошлому: они порождают и

страх перед будущим, и Роберт Локамп, глядя на младенца из приюта,

горько иронизирует: "Хотел бы я знать, что это будет за война, на кото-

рую он поспеет". Эти слова Ремарк вложил в уста героя-рассказчика за год

до начала второй мировой войны.

В "Трех товарищах" Ремарк показал себя искуснейшим мастером индивиду-

альных характеристик. Каждый из трех главных героев имеет свое лицо и

действует в полном соответствии с внутренней логикой своей натуры. В са-

мом начале они выступают как некий триединый персонаж, но очень скоро

читатель начинает любого из них сразу же узнавать по поведению, по язы-

ку, по манерам, даже по жестам. Несколько позднее двух своих товарищей

"раскрывается" Отто Кестер, и это оказывается закономерным, оправданным,

- ведь сдержанность едва ли не главное свойство этой удивительно цельной

натуры. Но по мере того как мы знакомимся с Кестером, мы все больше

убеждаемся в силе его воли, в его целеустремленности, умении быстро ори-

ентироваться в трудной обстановке, принимать и выполнять единственно

возможное решение, иногда даже идти ва-банк, особенно когда речь идет о

выручке друга. И как непохож на него со своим веснушчатым лицом, голубы-

ми глазами и рыжим чубом, то по-мальчишески озорной, то по-хорошему сен-

тиментальный Готтфрид Ленц, которого он сам и его друзья не зря прозвали

"последним романтиком"!

Менее всего "узнаваем", пожалуй, Роберт Локамп. Это объясняется тем,

что повествование в романе ведется от его лица, и, вместо объективных

суждений о персонаже, читателю преподносится глубинная автохарактеристи-

ка, в которой ему приходится разбираться "своими силами". Но фигура Ро-

берта представляет особый интерес: она более всех других идентична само-

му автору и очень часто используется им для передачи его собственных

мыслей. Не случайно, видимо, именно этого героя Ремарк заставил во мно-

гом повторить свой собственный жизненный путь, как он поступал ранее в

отношении Пауля Боймера и Эрнста Биркхольца: Роберту Локампу тридцать

лет, ровно столько, сколько было самому писателю в 1928 году; он тоже

был мобилизован в 1916 году и тоже был тяжело ранен; его мать, как и

мать Ремарка (и Пауля Боймера), умерла от рака; он тоже должен был стать

учителем и тоже перепробовал после войны много профессий, в том числе и

профессию пианистатапера. Таков далеко не полный перечень деталей, подт-

верждающих автобиографический характер образа героя-рассказчика.





КАТЕГОРИИ:

Network | английский | архитектура эвм | астрономия | аудит | биология | вычислительная математика | география | Гражданское право | демография | дискретная математика | законодательство | история | квантовая физика | компиляторы | КСЕ - Концепция современного естествознания | культурология | линейная алгебра | литература | математическая статистика | математический анализ | Международный стандарт финансовой отчетности МСФО | менеджмент | метрология | механика | немецкий | неорганическая химия | ОБЖ | общая физика | операционные системы | оптимизация в сапр | органическая химия | педагогика | политология | правоведение | прочие дисциплины | психология (методы) | радиоэлектроника | религия | русский | сертификация | сопромат | социология | теория вероятностей | управление в технических системах | физкультура | философия | фотография | французский | школьная математика | экология | экономика | экономика (словарь) | язык Assembler | язык Basic, VB | язык Pascal | язык Си, Си++ |