Уровни концептуализации знания в СМИ.
Восприятие мира человеком идёт по схеме «Растение–дерево–берёза». Путь от родового к видовому, от общего к частному. В тексте это реализуется на уровне названия.
Три концептуально-соотнесённых уровня знаний:
1.Уровень генерализации (Растение). Нет времени, причинно-следственных координат, просто номинация уровня. «Визит».
2.Базовый уровень (Дерево). Номинация даёт толкование, подаёт событие. Уровень подчёркнуто интертекстуален, прецедентен, клиширован. «Однажды в Сочи».
3.Уровень спецификации (Берёза). Подзаголовки, специфические черты жанры. «Путин встретился с тем-то тем-то».
Жанровая концептуализация
1.События включаются в причинно-следственный и временной контекст
2.Выработка языка, который соответствует специфике газетного текста
3.Выбор слов, которые будут достаточными, чтобы раскрыть данную тематическую прикреплённость текста
Нарратив – специфический способ осмысления мира, способ связать сознание с миром, результат – рассказ о мире. Мир доступен только в виде рассказа.
Говоря о нарративе подразумевают:
- понятие события (для создания нарратива)
- понятие персонажа (и журналист, и герой)
- понятие нарративной связности (как синтезирую разнородный материал, как выстраиваю отношения между разными планами своего сознания: фактологического, визуального, эмоционального…)
Рассказывающие структуры личности:
1.Комедия. Конфликт: подавление желаний героя обществом, но разрешение конфликта в игре, празднике.
2.Роман(с). Реставрация прошлого, которая осуществляется в ходе борьбы героя с силами зла. Герой страдает. (Зюганов, борьба за справедливость)
3.Ирония. Осмысление жизненного опыта, но ничто не даёт гарантии безмятежного существования. (Парфёнов)
4.Трагедия. Индивид терпит поражение в борьбе со злом и изгоняется из общества (Явлинский)