Политический и либеральный дискурс.
Дискурс – сложное коммуникативное явление, включающее экстралингвистические факторы, сопровождающие процесс коммуникации(социальный контекст, особенности пространства и распространения информации, культурно-идеологический фон.
Публицистический дискурс – парлингвистическая, в том числе оценочное и фактическая направленность, насыщенность экспрессивно-эмоциональными компонентами (как в речевых средствах, так и в проявлениях поведения).
Политический – разновидность публичного, где непременным компонентом служит речевая составляющая.
Характерные признаки либерального дискурса:
1.Полифония. Трансляция разных речевых партий без комментов и открытой оценки. Доверие каждому голосу. Уважение – признак либерализма и либеральных ценностей, стоящих за текстом.
2. Статусные номинации героев. Снятие эффекта персонажности, без масок «провокатор», «предтеча»… Герой соотнесён с реальным миром.
3. Цитация. (Сказал, заявил, считает) – полифония и внутри текста. Манипуляция – пересказ слов лица, с добавлением своих. Непрямая, неточная цитация.
Политический дискурс:
1.Символичность мира. Использование основных знаковых систем (сторонник-противник Кремля, кровавый террор + политические символы: Москва, Белый Дом, инфо война)
2.Агрессивность, агональность: резкое деление на своих (+) и чужих (-). Форма их отношений – борьба. Языковая форма борьбы – инвектива, прозвища, ярлыки.
3.Мифологичность. Миф в полит дискурсе – эффективный инструмент конструирования реальности. (О миссии России, о Царе-батюшке и пр).
4.Прецедентность: опора на культурологический текст, связанный с дополнительными культурными надбавками.
5.Аксиологичность. Ярко выраженная оценочность.
6.Неопределённость смысловая. Идеологизация семантики слова: партия – локомотив истории, Медведь, Яблоко – понимаем, что важно, но не можем представить.
7.Метафоричность. Вместо прямой номинации. Всегда неточная, неясная.
8.Манипулятивность. Одна из технологий воздействия. Процесс из нескольких этапов: подготовка (разрушение псих защиты за счёт обращения к прошлому, к сакральным вещам (Русь, Крест. Бог) и воздействие на рациональную сферу (способность устанавливать логические связи). При манипуляции идёт трансформация картины мира через язык. Феномен – фетишизация языкового знака. Фетишизация языка – слово важнее, чем реальная картина, с которой оно соотносится. Фетиш – индивидуальный объект, предметом поклонения в связи с его магической силой, наделение особым смыслом объекта, заключающееся в том, что в отсутствие этого объекта невозможно реализовывать какие-то
Либеральные ценности.
Конец 20 века. Либерализм как идея и социальная практика – кризис.
Вопреки мнению, утверждалось, что основа Л. не средний класс, как должно, а научно-техническая интеллигенция, т.е. элита. В технотронной цивилизации, в условии восстания масс растёт кол-во «полузнаек», а, значит, грядёт не кризис, а катастрофа л.цивилизации.
Л. беззащитен перед большинством, мыслящим не рационально, а мифологично. Научно-техническая цивилизация для большинства – что гроза дикарю.
Весь смысл либеральной демократии в том, что конфликт в любой сфере решается через переговоры, единственное, что не обсуждается – применение насилия.
Для Л. д.б. сильный средний класс, но социальная база – наиболее продвинутая часть общества. Качественная пресса руководит процессом познания действительности.
У нас критерием среднего класса считают:
- 40% - самоидентификация
- 22% - доход
- 22% - соц-проф статус
- 7% - всё вышесказанное
В развитых странах средний класс – 60%. Это – главный фактор демократических перспектив. Важны не революции, а эффективное экономическое преобразование, поведение – предсказуемо, не стихийный класс.