СМИ о другом. Стереотипы и предубеждения против других в СМИ.
Фиолетовые гос-ва – те, которые выбрали политику терпения и иммигрантам помогают материально.
Когнитивная природа связана с оппозицией свои-чужие, мы-они.
Ван Дэйк: любой текст основан на противопоставлении мы-они (мужчины и женщины, цвет кожи и пр.)
Антиглобализм: мы – сохраняем нац-культурную идентичность, они – крупный международный капитал, пытающийся распоряжаться нашими ценностями.
Хартли: поп-журналистика?? Всегда отрабатывает стратегию мы-они (глянец, таблоиды), мир – в терминах противоположностей (частное-общественное, иллюзия-реальность).
Поляризация социального уровня. Идеологическая поляризация, мы +, они -, угроза.
Там, где есть Мы и Они – текст всегда конфликтен. Использование «мы» в синонимическом ряду с «добром» автоматически ассоциирует Их со злом. (стилистика новостей в США об Ираке).
Мы-Они – совокупность ценностей и идей, единая, а не бинарная концепция. Мы – сквозь призму Других.
Уровни реализации:
1.Уровень идентификации (коммуникативного самоопределения). Коммуникация – вступление в диалог, позиционирование себя через другого. Выделение категории «они» на широком спектре критериев. М.б. и в прямой, и в имплицитной форме (For US they serve, Я не против юбок, но я бы её не надел (о Марининской литре).
2.Уровень номинации. (От Корсиканского чудовища до Его Императорского Величества). Используется в инфовойнах – войнах «терминов». Выбор способа номинации, который отражает расхождения в позициях идеологически конфликтующих сторон во взглядах на событие (по поводу теракта на Дуброве, США: повстанцы, Россия - террористы).
Война терминов – языковое выражение групповой идентификации по устойчивой схеме «свои-чужие», причём стремление представить Своих в выгодном свете зачастую берёт верх над нормами новостной объективности. Политкорректность – стремление изменить представление о различных группах, внедряя новые номинации и лингвистические коды, устраняющие элемент дискриминации.
3.Уровень репрезентации. Из каких компонентов строится образ другого (имидж. Стереотипы в восприятии другого, медиа-образ (водка, медведь). Чаще – через культуру, типа рецензий на зарубежные фильмы.
4.Уровень коммуникации. Вводит нас в область межкультурного общения. Задачи:
- какие принципы лежат в основе взаимодействия с представителями другой культуры:
- препятствия на пути мультикультурного взаимодействия?
- способы их преодоления?
Знание Другого! Надо знать их намерения, даже террористов, цели.
Приятие Несходства, на общем, соц-бытовом уровне! А то мы только говорим политкорректно, а думаем всё равно «понаехали тут»! Нужно со школы объяснять, как себя вести, чтобы не оскорбить представителей иных культур (1992 – «Универсальная академия культур», Париж).
Зрелость любой культуры определяется тем, как определяют параметры несхожести. Чем выше развитие, тем эластичнее приёмы реагирования на инаковость. Принцип торга: любые отношения, не только эк, но и полит и культ строятся на том, что мы договариваемся, как и что понимать.
Ключевые моменты новой глобальной ситуации:
- деструктивные процессы, рост этноцентризма и расизма в гос-вах Европы и Северной Америки. Рост масштабов нищеты в Африке, страхи, тревоги, скепсис общества.
- оптимизм новых властей «нового мирового порядка», которым прикрывается неспособность справиться с проблемами: нищеты в богатых странах, бытового расизма среди элит, культурного этноцентризма, положения женщин, дисбаланса в мировой торговле, неоколониализм, просто последствия колониализма.
Дискурсивные стратегии правящих элит:
1. Поляризация (мы и другие)
2. обвинение других в социокультурных проблемах
3. Преимущественное освещение негативного круга тем иммиграции и её негативных последствия (наркотики, ранняя беременность, безработица, недостаточная адаптация к традициям и языку, преступность, социальная дезинтеграция (тарелочные кварталы в Голландии) и пр).
4. Представления доступа к СМИ в основном представителям белой элиты
5. Позитивная самопрезентация
6. критическое отношение к политкорректности и неприятие большинства действий по установлению этнического равноправия.