Философия А. Шопенгауэра.
Арту́р Шопенга́уэр — немецкий философ.
Один из самых известных мыслителей иррационализма, мизантроп, тяготел к немецкому романтизму, увлекался мистикой, изучал философию Иммануила Канта и философские идеи Востока (в его кабинете стояли бюст Канта и бронзовая статуэтка Будды), Упанишады, а также стоиков — Эпиктета, Овидия, Цицерона и других, критиковал своих современников Гегеля и Фихте. Называл существующий мир, в противоположение софистическим, как он сам выражался, измышлениям Лейбница, — «наихудшим из возможных миров», за что получил прозвище «философа пессимизма». [1]
Основной философский труд — «Мир как воля и представление»
«мир как воля и представление». Мир есть воплощенная воля. Это есть ступень активизации воли. Все происходящее в жизни есть стремление к жизни. Человек может познать только самого себя. Человек осознанная ступень познания себя.
Позиция Шопенгаура – к жизни пессимизм во многом опирающийся на буддизм.
«В конце концов смерть должна победить». Подобно буддизму Шопенгауэр избирает путь отказа от желаний к иллюзии, путь аскетизма.
Отказ от желаний есть отказ от мира. Понятие жизни есть борьба между состраданием и силами эгоизма.
В поисках смысла человек и создает различные религии и философии, чтобы сделать жизнь выносимой. Шопенгауэр полагает, что человечество уже изобрело средство спасения от отсутствия смысла — иллюзии, придумывание занятий. Человек — это существо, в котором «мировая воля» борется сама с собой. Способы достойной жизни (поиск «тихих гаваней»):
• Искусство, которое создает прочную иллюзию красоты.
• Этический (моральный) аскетизм: отказ от соблазнов, то есть бессмысленной траты энергии.
• Философия, которая выясняет подлинную причину трагичности бытия.
Цель искусства состоит в освобождении души от страданий жизни. Искусство освобождает нас от традиционной суеты жизни.