шпаргалка

Исковая Давность

[ Назад ]

В связи с применением исковой формы защиты нарушенного права, важное значение приобретает проблема определения срока, в течение которого лицо может предъявлять иск. Современное право выработало понятие об исковой давности - то есть о сроке, в течение которого допускается обращение в суд с требованием о защите своего права. Понимание проблемы ограничения права на иск во времени складывалось в Риме постепенно. Вначале никаких ограничений не существовало: цивильные иски считались вечными (actiones perpetuae). Но уже преторские иски ограничиваются во времени (actiones temporales). При этом применялись так называемые законные сроки для предъявления исков. Законный срок имел пресекательную природу: его истечение автоматически прекращало право лица на иск.

В отличие от законного срока, срок исковой давности может приостанавливаться, когда истец, в силу объективных обстоятельств, не может воспользоваться своим правом (отсутствует по государственным делам и пр.); срок исковой давности может прерываться (например, признанием долга со стороны должника), а затем начинается сызнова. Такая конструкция срока исковой давности (длительностью в 30 лет) появилась в римском праве только в V веке (в 424 г. при императоре Феодосии II).



ИД – период времени, в течении которого лицо может обратиться с иском в суд в защиту своего нарушенного права. С 424 нэ существовали только законные сроки предъявления исков, для каждого иска свой законный срок. Течение не прерывалось, останавливалось. обычно 30 лет (для некоторых исков 40 – для церковных и благотворительных учреждений). Срок исковой давности течет с момента нарушения права. Сроки могли приостанавливаться в отличие от законного срока. Приостановление исковой давности: в течение определенного времени срок не течет, но когда отпадают обстоятельства, приостанавливающие исковую давность, продолжает течь с момента на каком остановился. К таким обстоятельствам относятся: несовершеннолетие истца, фактические препятствия для предъявления иска, существенные юрид препятствия для предъявления иска пример отсрочка императора (мораторий – 5 лет).

Перерыв исковой давности

Истекшая ИД во внимание не принимается, с момента перерыва ИД течет с самого начала.

2 случая прерывания ИД: момент предъявления иска в суд, должник признал долг любым способом.

В случае истечения ИД истец может обратиться с иском в суд, который обязан рассмотреть дело, но у ответчика есть право возразить на иск, ибо пропущен срок. Дело рассматривается до конца и решается не в пользу истца, если ответчик выразил возражение, если он этого не сделал, то дело решается в пользу истца. Существуют бессрочные иски: фиска к налогоплательщикам, иск о разделе общей собственности, негаторный иск

#Римская семья. Агнатское и когнастское родство.

В юридическом языке времен Ульпиана семья или термина "familia" в более узком смысле подразумевает "тех, которые природой или правом подчинены власти одного, как-то: отец семейства, мать семейства, сын семейства, дочь семейства, и затем тех, кто заступает их место"; В институте семьи в РП существовали юридически значимые категории родства и свойства. Свойством обозначаются юридически значимые отношения родственников мужа и жены между собой, а также отношения мужа с родственниками жены и жены - с родственниками мужа. Степень свойства прямо зависит от степени родства. Родством обозначается кровная связь между людьми, то есть связь, основанная на происхождении одного от другого или на происхождении группы людей от общего предка. Право устанавливает линии и степени родства, такие количественные характеристики, которые применяются для правильного регулирования наследственных отношений и для установления запретов кровосмешения. Линии различаются прямые и боковые. Прямая линия обозначает родственников, которые последовательно происходят один от другого: сын от отца, отец от деда, дед от прадеда и т.д. Отсчет по прямой линии может быть по восходящей (восходящие прямые родственники): внук, сын, отец, дед...; отсчет в противоположном направлении производится по нисходящей (нисходящие прямые родственники). Боковая линия обозначает родственников, которые происходят от одного общего предка: братья, сестры; дядья, племянники и пр. Степень прямого и бокового родства определяется количеством рождений, устанавливающих связь между двумя данными лицами. Поэтому, например, отец и сын связаны прямым нисходящим родством первой степени, а братья - боковым родством второй степени. Римское право придавало во многих своих институтах решающее значение не только линиям и степеням родства, но и типами родства, ибо существовало 2 типа родства: агнатское (гражданское, юридическое) и когнагнатское (кровное, фактическое). Основой для агнатского родства являлось подчинение одному домовладыке, всех агнатов (родственников по отцу, независимо от того, имеют ли они собственные фамилии), как состоявших некогда под единой властью и происходящих "из того же самого дома и рода" (ex eadem domo et gente).Агнатское и когнатское родство. В нашей литературе сложилось представление, что агнатское родство - это связь, определяемая властью домовладыки, а когнатское - это родство по крови: "Подчинением власти одного и того же pater familias определялось и первоначальное родство, так называемое агнатское родство... По мере развития хозяйства и ослабления патриархальных устоев получало все большее значение родство по крови, так называемое когнатское родство, в конце концов полностью вытеснившее агнатское родство". в Институциях установлено следующее (I.Кн.1.XV.): "1. Агнаты - это соединенные кровным родством через лиц мужского пола, как бы когнаты со стороны отца, например, брат от того же отца рожденный, сын брата или внук от него, точно также дядя и сын дяди, и внук от него. Но те, которые соединены кровным родством через лиц женского пола, не агнаты, но, иначе говоря, когнаты по естественному праву. Итак, сын твоей тетки тебе не агнат, но когнат, и ты в свою очередь, конечно, в отношении его находишься в тех же условиях, так как дети следуют состоянию отца, а не матери". То же пишет и Гай: «Агнаты – те, кто связан законным родством. Законным же родством называется то, которое составляется через лиц мужского пола». Как видим, и агнаты, и когнаты - это кровные родственники. Но римское право изначально разделяло всех кровных родственников на две группы: агнатические родственники - те, связь между которыми устанавливается через отца (патрилинейное родство) и именно эта связь имеет юридическое значение, то есть устанавливает взаимные права и обязанности родственников; когнатические родственники - те, связь между которыми устанавливается через мать (матрилинейное родство) и долгое время эта связь не имела юридического значения. Важность отцовской власти при этом определялась тем, что подпадание лица под эту власть (усыновлением, замужеством) или выход лица из-под нее (эмансипацией сына, браком дочери) - то есть перемена семейного состояния - изменяли круг агнатических родственников данного лица, следовательно создавали для него родственные права и обязанности по отношению к иному кругу лиц. Это явствует из следующего фрагмента Институций (I.Кн.1. XV.): "3. ...Право агнатства прекращается во всех отношениях, в большинстве случаев, с изменением правоспособности: агнатство есть институт цивильного права. Право же когнатства не во всех случаях меняется, так как цивильный закон может уничтожать цивильные права, а естественные - не может". Соотношение между этими видами родства – по схеме «род – вид»: кто является агнатом, является и когнатом, но не наоборот. Род (gens). Но если agnati - это лица, связанные общей властью, которую осуществляет или осуществлял бы, не помешай этому смерть, определенный paterfamilias, то в дошедших до нас памятниках есть и следы когда-то несомненно, значительно более сильного влияния другого, более обширного союза, также основанного на единстве власти рода - gens. Gens - по взгляду римлян - это союз людей, которые уже не в состоянии назвать paterfamilias, некогда осуществлявшего власть над их общими предками, но которые продолжают носить общее имя, nomen gentilicium, осуществляют общий родовой культ, sacra gentilicia, и, при отсутствии агнатов, призываются к наследованию и опеке. Quintus Mucius Scaevola, по идетельству Цицерона, говорил: Gentiles sunt inter se qui eodem nomine sunt... qui ab ingenuis oriun-di sunt... quorum malorum nemo servitutem servivit, qui capite non sunt deminuti (Topica, 6. 29). Гентилами являются между собою люди, носящие общее имя, происходящие от свободнорожденных, никто из предков которых не был в рабстве и которые не претерпели capitis deminutlo. Таким образом patria potestas лежала в основе семьи,

определяла агнатическое родство, и, давно прекратившись, но не забытая, служила (по концепции римлян) фундаментом gens.

КАТЕГОРИИ:

Network | английский | архитектура эвм | астрономия | аудит | биология | вычислительная математика | география | Гражданское право | демография | дискретная математика | законодательство | история | квантовая физика | компиляторы | КСЕ - Концепция современного естествознания | культурология | линейная алгебра | литература | математическая статистика | математический анализ | Международный стандарт финансовой отчетности МСФО | менеджмент | метрология | механика | немецкий | неорганическая химия | ОБЖ | общая физика | операционные системы | оптимизация в сапр | органическая химия | педагогика | политология | правоведение | прочие дисциплины | психология (методы) | радиоэлектроника | религия | русский | сертификация | сопромат | социология | теория вероятностей | управление в технических системах | физкультура | философия | фотография | французский | школьная математика | экология | экономика | экономика (словарь) | язык Assembler | язык Basic, VB | язык Pascal | язык Си, Си++ |