шпаргалка

Приобретение и утрата владения.

[ Назад ]

Приобретение владения – чисто материальный акт, в котором воля ставится на одну линию фактом обладания. Для приобретения владения необходима правоспособность приобретателя, таким образом подвластные всегда приобретали в пользу своего домовладыки, даже если он об этом не знал. Необходима добрая воля приобретателя, таким образом приобретение чего-либо по поручению не считается таковым в пользу того КОМУ поручено, но считается в пользу того, КЕМ поручено. Юридические последствия такой сделки скажутся на том, кого представляет держатель, по этому принципу работает владение через опекуна или поверенного, равно как через подвластных.

Непосредственно виды приобретения владения:

Первоначальный способ – Завладение (apprehensio.) Общим термином для акта установления фактического господства над вещью было завладение, apprechensio. В нем явственно выступал момент материального захвата, осуществляемый согроге. Особенно широкое поле для применения его, как преимущественно первоначального способа приобретения владения, открывало приобретение никому не принадлежащих движимых вещей - res nullius - и диких животных, ferae bestiae, - населяющих природу. В этих случаях акт владения сводился к окончательному захвату их в руки или к преследованию и поимке их. Так, диким зверем завладеть можно не путем ранения, а по окончательной поимке, так как в промежуток времени после ранения может случиться много такого, что помешает поймать зверя.

Поимка и захват должны быть окончательными, обеспечивающими фактическое господство, т. е. обычное в жизни положение владельца, сообразно экономическому назначению данной вещи. В случаях споров о совершенном захвате, он доказывается на основании всей совокупности обстоятельств и воззрений оборота и сводится к установлению волевого и материального моментов владения.

Волевой момент всегда предполагает: раз было проявлено внешне намерение иметь вещь для себя, остается доказать лишь материальный элемент, приведя соответствующие факты.

Доказательство... владения состоит не столько в праве, сколько в факте, поэтому для доказательства достаточно, если я материально держу вещь.

Эти факты, из которых возникло и на которых обосновано владение лица, назывались юристами causa possessionis, т. е. основанием владения. Они служили вместе с тем и для определения и волевого элемента владения (например, организация охраны и т. п.).

Неизменяемость основания владения. В случаях первоначального приобретения владения вещью, не состоявшей ни в чьем владении, факт завладения связан, естественно, с волей владеть на себя, т. е. основание владения (causa possessionis) заменяет другое проявление воли. Гораздо сложнее вопрос, когда владение устанавливается на основании каких-либо соглашений с предшествующим владельцем. Характер этих соглашений определяет, порвал ли последний окончательно свое владение вещью, чтобы всецело уступить место новому владению (например, при продаже) или наоборот (сдача в наем, в ссуду или на хранение). В приведенных отношениях causa possessionis создает для нового владельца разное положение: или цивильного владельца или простого держателя. Определившееся из оснований causa possessionis положение владельца или держателя не может быть изменено самим обладателем вещи: nemo sibi causam possessionis mutare potest - никто не может изменять себе основания владения. Перемена намерения держателя не может превратить его во владельца.

Таким образом, только фактическими действиями против владельца держатель может изменить основание своего отношения к вещи (первоначальным способом) или установить иное путем соглашения с владельцем (производным способом).

Следующий способ - Передача владения (traditio).

Приобретение владения считается всегда первоначальным, даже если владение передается одним лицом другому. Для приобретения владения в любом случае требуются наличие у приобретающего владение боих его элементов - animus possessionis

и corpus possessionis:...и приобретаем мы владение посредством материального и волевого элементов, а не одним материальным или одним волевым элементом. Если я прикажу продавцу сложить купленный у него товар в моем доме, несомненно, я уже владею, хотя впрочем до тех пор, пока никто не захватит его.

Однако, если владение переходит от одного лица к другому по их обоюдному согласию (посредством передачи), тем самым облегчаются требования в отношении corpus possessionis и animus possessionis нового владельца. (1) При приобретении движимых вещей от прежнего владельца с его согласия достаточно было, чтобы вещи были перемещены отчуждателем в дом приобретателя и находились там под охраной. По аналогии способом передачи товаров считалась передача ключей от помещений, где находились проданные товары. Она рассматривалась как установление власти над всем, что находится в запертом помещении. Владение товарами, сложенными в складах, представляется переданным с передачею ключей, если последняя была совершена при складах. Этим путем покупатель немедленно приобретает и собственность и владение, если даже и не откроет складов. Поэтому если товары окажутся не принадлежавшими продавцу, давность немедленно начнется в пользу покупателя.

Требовалось, чтобы передача ключей происходила перед складами, чем подчеркивается наличие товара - praesentia – и момент свободного доступа к передаваемому объекту. Благодаря постоянному фактическому содействию подвластных и рабов римские владельцы могли вдали от своего домицилия через них осуществить передачу. Приобретать... владение через тех [рабов], которых имеем в провинции.

(2) Точно также при приобретении владения недвижимостями от предшествующих владельцев требование полного материального овладения ослаблялось допущением частичного овладения, при полноте знания плана и границ имения. [Не следует полагать], что желающий владеть имением, должен обойти каждый участок поверхностu: но достаточно войти на какую-либо часть этого имения, только бы он оставался мысленно в намерении, что хочет овладеть им всем до самых границ. Продавцу при отчуждении недвижимости достаточно было показать покупателю передаваемый участок с соседней башни, чтобы совершить акт передачи участка. Если при покупке продавец покажет мне соседний участок с моей башни и скажет, что передает свободно владение, то я начинаю владеть точно так, как если бы и обошел

границы. Те случаи, когда прежний владелец, не передавая предмета, лишь указывает на него приобретателю, получили название "передачи длинной рукой" (traditio longa manu). В приведенных случаях обмен волеизъявлений между владельцами сопутствует акту упрощенной передачи. Но иногда выражение и изменение воли могло также предшествовать или следовать за установлением фактического господства над вещью. (3) Право Юстиниана пошло дальше по пути облегчения передачи владения и стадо пользоваться наличным материальным отношением к вещи, чтобы изменять его значение путем выражения соответствующих намерений сторон. Оно ввело передачу короткой рукой (сокращенно). Прежний держатель с согласия прежнего владельца становился сам владельцем, что бывало, например, когда наниматель покупал вещь у наймодателя. - Иногда достаточно даже одной голой воли собственника, без передачи владения, чтобы перенести владениевещью например, если я продам тебе вещь, которую ссудил, или сдал тебе в наем, или положил у тебя на сохранение. Ведь хотя бы я и не передал её тебе на новом основании [продажи], однако тем самым что я допускаю нахождение ее у тебя на основании покупки, я делаю ее твоею.

Наряду с этим некоторые классики сформулировали еще один способ приобретения владения, при сохранении материального момента, но путем изменения волевого элемента. Это бывало в тех случаях, когда собственник продавал кому-нибудь вещь и одновременно брал ее у покупателя в наем, не выпуская вещи из рук. В средневековом праве этот способ получил название constitutum possessorium (от constituere - устанавливать). Тем, чем я владею от своего имени, я могу владеть и на чужое имя; ведь я не меняю основания своего впадения, но перестаю владеть и делаю при моем содействии владельцем другого.

Эта мысль Цельза не встречала сначала поддержки у современников, и Гай, Марцелл и Павел прямо отрицали возможность приобретения владения одним актом воли. Позднее отношение изменилось; в праве Юстиниана были устранены все сомнения, и этот способ

дополнил виды передачи.

Приобретение владения через других лиц.

Приобретение владения домовладыкой через подвластных ему лиц вытекало из строения римской familia. Приобретение владения через третьих свободных лиц получило признание лишь в эпоху классической риспруденции. Одной из причин этого является то обстоятельство, что в этот период крупную роль в ведении хозяйства богачей играли вольноотпущенники. Per quemlibet volentibus nobis possidere adquirimus - мы приобретаем

через любое лицо, раз мы желаем владеть. Значение воли хозяина при приобретении подчеркивал Павел: Мы приобретаем владение только, если имеем сами волю владеть, фактическая же сторона владения может осуществляться или нами самими, или посторонними. Посторонний мог или непосредственно приобрести владение для другого, или сделаться сам владельцем с тем, чтобы позже передать вещь другому. Приобретение владения через постороннего предполагало, что: а) последний подчинил вещь своему господству, б) имел намерение приобрести владение для другого лица, и в) этим другим лицом была изъявлена воля приобрести владение через постороннее лицо. Это выражение воли могло предшествовать владению, в виде поручения приобрести владение, или следовать за ним, в виде одобрения. Юристы-классики признавали наличие всех этих условий за управляющим, прокуратором в назначенном ему кругу дел, а также за опекуном при опеке. По соображениям полезности было установлено, что мы можем приобрести владение через прокуратора.

В таком же смысле высказывался Нераций. За возможность приобретения владения через любое свободное лицо per liberam personam категорически высказывались Ульпиан и Модестин. Такое широкое обобщение объяснялось фактическим характером

самого владения. Привлечение третьих (посторонних) лиц к приобретению владения было допущено раньше, чем в сложных процессуальных отношениях. Императорские конституции и право Юстиниана лишь завершили укрепившуюся практику.

Самовольный захват владения.

Более сложным вопрос представлялся в тех случаях, когда выступало постороннее лицо и завладевало участком в отсутствие и без ведома владельца. Самовольный захватчик, по воззрению Ульпиана, насильственно (vi) нарушивший существовавшее до тех пор владение, окончательно приобретал владение только в том случае, если прежний владелец, узнав об этом, не оспаривал захвата, или если и оспаривал, то без успеха. С более древней точки зрения Лабеона признавалось за таким захватчиком только тайное владение - possessio clandestina, которое становилось сразу недействительным, если прежний владелец оспаривал его. Насильственное вытеснение владельца из земельного участка не прекращало его владения, если его подвластным удавалось удержаться на нем.Если кто-нибудь насильственно изгнал меня, но не изгнал моих [подвластных]... я удерживаю владение через тех, которые не были изгнаны.

Прекращение владения

Общие положения. О потере владения имеется текст, приписываемый Павлу:

Как никакое владение не может быть приобретено иначе, как намерением и материально, так никакое владение не теряется иначе, как с утратой намерения и прекращением материальной связи с вещью. Мысль Павла слишком категорически требует для потери владения отпадения каждого из элементов владения (волевого и материального), другими словами, отказа от намерения владеть и одновременного прекращения фактического осуществления. В такой формулировке мысль Павла сужает понятие потери владения, так как предполагает активность только самого владельца. Между тем для потери владения характерно влияние ряда внешних обстоятельств и намерений третьих лиц, действующих без ведома и даже против воли владельца.

Если переводить в тексте Павла слово utrumque как "одно из двух", то это привело бы к признанию отказа от одного из элементов достаточным для потери владения, что оправдывается только в приведенном выше исключительном случае, установления nudo animo, так называемого constitutum possessorium.

Правильное учение о потере владения можно вывести, различая случаи недобровольной потери владения, когда достаточно утраты фактического господства - solo согроге, и обратные случаи добровольной утраты, когда требуется утрата владения согроге et animo, т.е. обоих элементов. Рабовладельческая организация хозяйства давала

владельцам все средства, чтобы задержать недобровольную потерю владения. Считалось, что все держатели, находившиеся под властью римского домовладыки, всегда оставались орудиями его власти и исполнителями воли. Пока они оставались во владении вещью, оно сохранялось за их хозяевами. Только собственная нераспорядительность хозяев полагала конец их владению.

Недобровольная утрата владения. Недобровольная утрата владения в пользу другого лица могла происходить путем длительной потери материального господства над вещью. Случайная потеря вещи в определенном месте или помещении, блуждание скота по

окрестности не влекли потери владения, так как эти временные перерывы легко устранялись при тщательном розыске. Похищение движимых вещей путем кражи, побега и укрывательства беглых рабов прекращали материальное господство владельца, но тайным для него образом. Прочное завладение земельным участком прекращало владение при применении захватчиком насилия. Оставление имения владельцем без обработки и в пренебрежении также влекло прекращение владениия.

Каждый может без насилия приобрести владение также чужим имением, которое

пустует, или вследствие небрежности собственника, или потому, что собственник умрет, или будет долгое время отсутствовать

Делались попытки дать и положительные признаки осуществляемого и потому не теряемого владения в отношении движимостей и недвижимостей. Их искали в огораживании участков, установлении охраны - custodia, другими словами, во всяком действии, подтверждающем господство над вещами.

Нврва-сын [считал], что движимые вещи, за исключением раба, пока они находятся под нашей охраной, до тех пор находятся во владении, т.е. пока мы можем, если пожелаем, осуществить естественное владение.

Таким образом, главным средством сохранения владения от потери считалась хозяйственная организация его охраны и ограждения. Отсюда вывод, что всякое вообще упущение хозяина с этой стороны приравнивалось к его отказу, к прекращению владения, и владение лишалось защиты. Относительно рабов и колонов юристы соблюдали презумпцию, что они всегда являлись выразителями воли хозяина.

Смерть владельца. Прекращение владения всегда наступало в случае смерти владельца, и его наследники должны были вновь осуществить и обосновать весь состав владения в своем лице.

Когда мы назначены наследниками, к нам, после принятия наследства, переходят все права. Владение однако не касается нас, если не будет захвачено естественным путем.

Прекращение владения, осуществляемого через постороннее лицо. Из общих правил приобретения владения через посторонних лиц право Юстиниана вывело правила и о его потере в этих случаях. Владение прекращалось при нахождении вещи у постороннего лица: а) по воле владельца, б) вследствие его смерти и в) при гибели вещи. Если владелец был только вытеснен из владения, то последнее сохранялось, пока посторонние лица продолжали владеть для и за него. Потеря ими владения влекла за собой утрату владения хозяина в том случае, если для последнего была исключена возможность воздействия на вещь. Когда захватчик овладевал земельным участком в отсутствие лица, через которого владелец осуществлял свое владение, то захватчик становился владельцем только в том случае, если это лицо, узнав о завладении, терпело его или не могло восстановить потерянного владения. Если же это обусловливалось обманом или небрежностью самого лица, через которое осуществлялось владение, то владение сохранялось за прежним владельцем.

ВОПРОС 20. Защита владения.

Защита владения, давность владения. Имея в своем основании фактическое

господство лица над вещью, владение имело перед лицом право-защиты несомненный

приоритет: "Любой владелец уже тем, что он является владельцем, имеет больше

прав, чем тот, кто не владеет". Презумпция добросовестности и законности

вытекала из самого факта владения, и обратное предстояло доказывать заявляющей о

своих правах на вещь стороне. Против посторонних лиц защищалось даже порочное

владение: только подлинный собственник вещи имел право предъявить иск о

возвращении украденного, а не кто-то третий, случайно узнавший о наличии

пропавшей вещи у кого бы то ни было.

Безусловно, обеспечивали возможность владельческой защиты следующие основания (титулы) владения:

• наличие права собственности (animus domini); исторически это первый и главный титул владения; только преторское право распространило посессорную защиту и на другие основания, установив в качестве юридических владельцев следующих субъектов:

• кредитор в залоговом обязательстве (залогодержатель);

• прекарист (субъект, владеющий вещью до востребования);

• секвестр (лицо, владеющее спорной вещью до вынесения судебного решения о принадлежности ее тому или другому из спорящих);

• эмфитевт (субъект наследственного и отчуждаемого права пользоваться и распоряжаться чужим земельным участком);

• суперфициарий (субъект ровно такого же права на здание, построенное на чужой земле).

Это перечень владельцев (possessores), тех, чье обладание вещью признавалось правом в качестве юридического владения, possessio rei. В лекции этот перечень лиц попадал под определение «производное владение», которое определяется как «держание по сути», его главное отличие в том, что владелец мог осуществлять защиту своего нарушенного права, в отличие от держателя в чистом виде см ниже.

В противоположность перечисленным, были субъекты, чье отношение к вещи определялось правом как держание. К ним относились:

• арендаторы;

• коммодатарии (безвозмездные пользователи вещью);

• депозитарии (хранители по договору хранения).

Эти субъекты, держатели, при нарушении их фактического владения не могли самостоятельно обратиться за судебной защитой (хотя им дозволялось прибегать к самозащите). Юридическую защиту их владения мог осуществлять только тот, от имени которого они держали вещь - юридический владелец.

Основное средство защиты – интердикт (административный приказ претора). Интердикты 2 видов: о сохранении владения (владелец не утрачивает свое право, но оно оспаривается). В этом случае, если вещь недвижимая, претор защищал право того, у кого вещь. Ежели вещь движимою являлася, защита право того у кого вещь дольше пробыла за последний год. Второй вид интердикта – о возврате владения тоже подразделялся на 2 вида: интердикт о насилии (применялся если вещь отобрана силой), претор приказывал вернуть вещь. Интердикт о прекарии (если лицо передавало вещь в пользование до востребования, а потом не получало ее в ответ на свои требования), вещь возвращали собственнику. Также владение защищалось иском Публициана, который аналогичен виндикационному. Истец – добросовестный владелец, ответчик лицо имеющее меньше прав на вещь, чем истец.

КАТЕГОРИИ:

Network | английский | архитектура эвм | астрономия | аудит | биология | вычислительная математика | география | Гражданское право | демография | дискретная математика | законодательство | история | квантовая физика | компиляторы | КСЕ - Концепция современного естествознания | культурология | линейная алгебра | литература | математическая статистика | математический анализ | Международный стандарт финансовой отчетности МСФО | менеджмент | метрология | механика | немецкий | неорганическая химия | ОБЖ | общая физика | операционные системы | оптимизация в сапр | органическая химия | педагогика | политология | правоведение | прочие дисциплины | психология (методы) | радиоэлектроника | религия | русский | сертификация | сопромат | социология | теория вероятностей | управление в технических системах | физкультура | философия | фотография | французский | школьная математика | экология | экономика | экономика (словарь) | язык Assembler | язык Basic, VB | язык Pascal | язык Си, Си++ |