Постфигуративная, конфигуративная и префигуративная культуры
постфигуративной, где дети учатся прежде всего у своих
предшественников, конфигуративной, где и дети и взрослые учатся у
сверстников, и префигуративной, где взрослые учатся также у своих детей, -
отражает время, в котором мы живем. Примитивные общества, маленькие
религиозные или идеологические анклавы главным образом постфигуративны,
основывая свою власть на прошлом. Великие цивилизации, по необходимости
разработавшие процедуры внедрения новшеств, обращаются к каким-то
формам конфигуративного обучения у сверстников, товарищей по играм, у
своих коллег по учебе и труду. Теперь же мы вступаем в период, новый для
истории, когда молодежь с ее префигуративным схватываением еще
неизвестного будущего наделяется новыми правами.
Постфигуративная культура – это такая культура, где каждое изменение
протекает настолько медленно и незаметно, что деды, держа в руках
новорожденных внуков, не могут представить себе для них никакого иного
будущего, отличного от их собственного прошлого. Прошлое взрослых
оказывается будущим для каждого нового поколения; прожитое ими – это
схема будущего для их детей. Будущее у детей формируется таким образом, что
все пережитое их предшественниками во взрослые годы становится также и
тем, что испытывают дети, кода они вырастут.
Постфигуративные культуры, культуры, в которых взрослые не могут
вообразить себе никаких перемен и потому передают своим потомкам лишь
чувство неизменной преемственности жизни, по современным данным, были
характерны для человеческих сообществ в течение тысячелетий или же до
начала цивилизации.
Конфигуративная культура – это культура, в которой преодладающей
моделью поведения для людей, принадлежащих к данному обществу,
оказывается поведение их современников. Описан ряд постфигуративных
культур, в которых старшие по возрасту служат моделью поведения для
молодых и где традиции предков сохраняются в их целостности вплоть до
настоящего времени. Однако обществ, где конфигурация стала бы
единственной формой передачи культуры, мало, и не известно ни одного, в
котором бы только эта модель сохранилась на протяжении жизни нескольких
поколений. В обществе, где единственной моделью передачи культуры стала
конфигурация, и старые и молодые сочтут « естественным» отличие форм
поведения у каждого следующего поколения по сравнению с предыдущим.