СМИ о высокой и массовой культуре, о контркультуре и субкультуре.
Массовая коммуникация – через призму массовой культуры. Параметры, по которым распознается МК:
1. Ориентация произведения не на художника, а на читателя. Текст должен быть включен в систему массового потребления, то есть продаваться.
2. Произведения высокой культуры задействуют оба полушария мозга: и рацио – и эмоции. МК – уход в эмоциональную составляющую, дисбаланс, уход от интеллектуального восприятия.
3. Произведение выводит из депрессии – хэппи энд.
4. Нет характеров – есть схемы и носители идей.
5. Повторяемость, воспроизводимость. Художественный и коммерческий проект.
Эскапизм – уход от действительности в вымышленный мир. Не стоит обвинять литру и людей в потребности идеального мира.
6. Типы и клише. Героям нельзя подражать – схемы. Меняется антураж, но суть одна. Нет индивидуальных примет (рыцарь, ковбой)
7. Детектив, легковесные повести и мелодрамы – не плохи, на затасканы МК. Не стоит ими пренебрегать.
8. Герои МК не выходят за пределы книги.
9. Чудо. Богатство любовь – часто сопровождает МК.
Культовые персонажи: частично в МК, используют её приёмы, но подновляют, меняют клише изнутри.
Эпигон – нетворческое следование традиционным образцам. Эклектичное варьирование известных тем, сюжетов, неорганическое сочетание деталей.
Формы и формулы (в том числе жанр) – способ, с помощью которого конкретный культурный стереотип воплощается в более универсальном повествовательном архетипе (терроризм, другой, свой)
Формы вариативны. Поэтому многие виды проектов МК (повторения старых тем) обретают самостоятельность:
- Сиквел – произведение, продолжающее сюжетные линии того или иного фильма, книги…
- Ремейк – оригинальный текст, который по ряду причин сохраняет свою актуальность, но нуждается в некоторой содержательной ревизии, обновлении. Не пародия, а наполнение новым смыслом готовой культурной формы. Сохранение имён, ходов.
Массовый проект – чистый МК. Возможность поставить произведение на коммерческую основу, тиражировать и продавать его бесконечно.
Беллетристика – срединное поле культуры. Текст, не отличающийся оригинальностью, но апеллирующий к вечным ценностям. Занимательность и содержательность. В своих границах подготавливает новые идеи.