Когнитивная природа творчества журналиста. Определение понятий дискурс и медиадискурс.
Медиум – посредник между реальностью и псевдореальностью. События воспринимаются не на основе реального опыта. Они производятся как артефакты на основе элементов кода (заголовки, акценты) и технической манипуляции медиума. Замена системы координат на код. СМИ – кодируют реальность, определяя массовое информационное потребление.
Необработанное событие – не является материалом обмена. Объективное не достигает читателя. Фильтруется, расчленяется, комбинируется заново. В итоге продукт СМИ – аналогичен любому другому продукту индустриального производства.
«Код красоты» - код навязчивого значения, картинки?
Передёргивание слов, цитаты, вырванные из контекста – псевдособытие. Перевод стрелок с актуального на продающееся!
Медиатопик: глобализация.
Медиапроблематика: глобализация, мир культуры.
Проблематика – интересующий аспект темы. Не формулировать в тесте номинативным предложением! (см последнюю лекцию)
Глобализация – возрастание роли внешних факторов (эк, соц, культ) в воспроизводстве жизни, эк, соц (всего) всех стран-участниц процесса. Формирование единого рынка.
+ - Общий культурный багаж, владение культурой и Востока и Запада
- - Засилье усреднённого МК, утрата самобытности, американизация
Текст – коммуникативная единица
Медиатекст – весь код: язык, графика, звук…
Дискурс
1. Текст, где очень важна стратегия текста. Вервые по отношению к рекламе (Хэррис)
2. Передача познавательного содержания (когнитивного), вкладываемого адресантом адресату через текст в его лингвистическом воплощении, изложенных в нём определённых стратегий подачи информации.
3. Когнитивный процесс, отражение мышления средставми конкретного языка с учётом экстралингвистической реальности.
В дискурс «запаковано»:
- Коммуникативное намерения автора (ради чего я это пишу?)
- Взаимоотношение автора и адресата (ради кого?)
- Всевозможные «обстоятельства» (значимые и случайные)
- Общие идеологические черты и стилистический климат эпохи, среды. Личности-получателя сообщения
- Жанровые и стилевые черты как самого сообщения, так и той коммуникационной ситуации, в которую оно включено (путешествие требует жанра репортаж и т.д.)
- Множество ассоциаций с предыдущим опытом, попавших в орбиту данного языкового действия