8) Философия Древнего Востока
ФДВ на протяжении нескольких тысячелетий может быть приурочена к трем центрам:
древнеиндийская, древнекитайская цивилизации и древняя цивилизация Среднего
Востока. ФДВ развилась из мифологических сюжетов этих цивилизаций.
Причины возникновения: 1.социально-экономическая (переход от меди к железу)
2.товарно-ден. отнош. 3.ослабление родо-племенных связей 4.первое гос-во 5.
духовная жизнь.
В Китай процесс зарождения Ф. наз-ся "эпохой борющихся царств".
Первые ф-ы бродяги критиковали мифологию. Ф-ы крутые Конфуций и Лао-дзы. Для
древнего Китая хар-на опора на священные книги - "пятикнижие". Аскеты, бродячие
мудрецы - первые критики мифологиии, подготовили эпоху борющихся царств. Уже в
наиболее ранней из книг упоминается два принципа янь и инь олицитворяют два
взаимодополняющих начала (муж. и жен.). Позже включена категории ци -
нематериальная субстанция, что пронизывает весь космос. Расцвет приходится на
время существования 6 классических школ.
Древне-Китайская фил. Конфуцианство и Даосизм
Основные школы: конфуцианство и даосизм.
Конфуции : 551 - 479 г.д.н.э. Основа - соц. Этич. Проблемы. Он создает идеал
высоко морального ч-ка. Который должен обладать чувством долга и человеч-
ностью, став идеологией правящих классов превратилась в жестокую сис-му
требований обязательных для исполнения. В 1 в.д.н.э. конфуцианство преврати-
лось в религию, где верховной силой считается небо. Большое место отводится
ритуалам. В к. отсутствуют жрецы, обряды выполняют чиновники.
Даосизм : 5-6 в. д.н.э. Центральное понятие дао - первопричина мира естест-
венный путь по которому должны следовать все и все в мире. Даосизм пропо-
ведует пассивное отношение к миру, идеал гармонии ч-ка и космоса, слияние ч-
ка с природой и космосом. Стремление ч-ка ворваться из гос-ва, где он просто
винтик. В этом плане Даосизм противоположен конфуцианству.