Билет № 8
1. Малая группа. Человек в группе.
Человек не может жить в полном одиночестве.
Социальная группа — объединение людей с це-лью удовлетворения потребностей индивидов в осуществлении совместных действий. Люди объединяются по самым различным признакам: принадлежность к нации (историко-культурная общность людей, объединенных языком, общи-ми чертами психологического склада), профес-сии, возрастной группе, гражданству, идеологии, религии, по общим интересам. Группу можно определить как объединение людей по опреде-ленному признаку. Группы имеют определенные нормы (правила поведения) и ценности, откло-нение от которых карается санкциями (от осуж-дения до бойкота и исключения из группы).
Все группы людей можно разделить на боль-шие (нации, классы) и малые (семья, компания друзей). Разница между ними не только количе-ственная (по разным оценкам малая группа включает 7-20 человек), но и качественная (осо-бенностью малой группы является возможность прямых контактов между всеми представителя-ми группы).
Малая группа - это немногочисленное по составу объединение людей, члены которого имеют общую цель и находятся друг с другом в непосредственных личных контактах. По количественному составу: от 2 до 40 человек.
Малую группу характеризуют: наличие об-щей цели, совместная деятельность, личное (прямое) взаимодействие членов группы, опреде-ленный эмоциональный фон, длительность суще-ствования, добровольный характер, наличие вза-имных ожиданий.
Малые группы бывают:
- условными (члены группы не имеют постоянных контактов друг с другом);
- реальными (члены группы имеют постоянные контакты друг с другом);
- естественными (складывающимися сами по себе).
Естественные группы делятся на:
- формальные - группы, которые создаются и существуют лишь в рамках официально признанных организаций;
- неформальные - группы, которые возникают и существуют на базе личных интересов их участников и действуют вне официальных организаций.
Все группы могут быть высокоразвитыми и слаборазвитыми.
Группа оказывает определенное давление на индивида. По способу реакции на такое давле-ние определяют возможные модели поведения: конформизм или приспособленчество (измене-ние человеком своего поведения, чтобы внешне соответствовать требованиям других людей при внутреннем несогласии), внушаемость (человек принимает линию поведения), активное согла-сие (сознательное отстаивание интересов груп-пы), нонконформизм (несогласие с большин-ством, отстаивание собственных интересов).
Группы могут быть первичными и вторичными.
Первичные группы — каждый член такой группы видит других членов как личностей и индивидуальностей (семья, дружеская компа-ния). Здесь обычно формируется личность, каж-дый находит интимную среду, симпатии и воз-можности реализации личностных интересов.
Вторичные группы — социальные контакты в них носят безличный, односторонний характер (мастер — бригада, тренер — команда). Члены находят эффективный механизм для достижения собственных целей, но часто ценой потери интимности и теплоты во взаимоотношениях.
2. Религия, атеизм и свобода совести.
Религия - это мировоззрение и поведение отдельного индивида, группы, общности, которое определяется верой в существование сверхъестественного.
Типология религий:
1) Исторические типы:
а) Архаичные (древние) религии:
- тотемизм - вера в животных и растения (тотем), обладающих сверхъестественной силой.
- фетишизм — поклонение фетишу, неоду-шевленному предмету, наделяемому сверхъе-стественной силой. В дальнейшем приписы-ваемые предмету свойства стали, как бы «отделившись» от него, самостоятельными сущностями — «духами».
- анимизм - вера в призраков и духов, которые населяют мир наравне с людьми.
б) Современные религии
- теистические - вера в богов (христианство, иудаизм, ислам)
- этические - вера в этические идеалы связи со Вселенной (буддизм, даосизм, конфуцианство)
2) По количеству богов:
- политеистические - вера в нескольких богов
- монотеистические - вера в одного единственного бога.
3) По степени распространения на планете:
- мировые - буддизм, христианство, ислам
- локальные (национальные) - иудаизм, конфуцианство, синтоизм.
Атеизм - система взглядов, отвергающая религиозные представления (веру в бога, в бессмертие души, в воскресение из мертвых и т. д.). Как система взглядов атеизм не сводится только к исторической, философской, естественнонаучной критике религии. Атеизм объясняет причины возникновения, источники веры у людей, изучает социальную природу религии. Атеизм следует отличать от других видов критики религии (антиклерикализм, вольнодумство и т. д.). Это исторически разнообразные формы отрицания религиозных представлений и культа и утверждение самоценности бытия мира и человека. Современный атеизм рассматривает религию как иллюзорное сознание.
Одним из путей преодоления религиозных противоречий является признание и соблюдение свободы совести и вероисповеданий.
Всеобщая декларация прав человека в статье 18 провозглашает: “Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии: это право включает – свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения…”
По Конституции Российская Федерация является светским государством. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. Статья 28 Конституции РФ гласит: “Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними”.