Проблема идеального. Материальное и идеальное.
Идеальное ? это такая динамическая, подвижная модель объекта, в которой выражено его содержание и которая свободна от всех его реальных социоприродных свойств.
К характерным особенностям идеального можно отнести следующие его черты:
? противоположность материальному объекту, образ которого воплощен в идеальном (огонь ? образ огня);
? несводимость к материальным процессам, которыми сопровождается чувственная и мыслительная деятельность (физико-химические, биоэлектрические и др. процессы);
? невоспринимаемость органами чувств (отсутствие запаха, вкуса, цвета, протяженности и др.);
? субъективность со стороны формы (зависит от психофизиологических и духовных качеств человека) и объективность со стороны содержания (зависит от отражаемого материального объекта);
? нетождественность психическому.
К идеальному можно отнести все то, чего нет в окружающем нас мире, но что конструируется человеком в связи с теми или иными объективными обстоятельствами (правовые нормы, правила обыденной повседневной жизни, те или иные алгоритмы профессиональной деятельности и т.п.).
Идеальное ? это психическое явление, которое представлено всегда лишь сознательном состоянии каждого отдельного человека. Это специфическое отображение, свойственной только человеку. Можно сказать, что идеальное есть субъективная реальность, существующая в восприятии, представлении или мышлении человека.
--Материальное в сознании. Говоря о сознании, можно отметить следующие его характеристики:
-это отражение действительности;
-материальным субстратом сознания выступает человеческий мозг;
-сознание реализуется в форме знаний;
-оно характеризуется целеполаганием;
-сознание не только отражает объективный мир, но и творит его;
-оно является продуктом и предпосылкой специфически человеческой адаптации к окружающей среде.
Сознание вторично по отношению к материи. Появляясь на особой стадии развития материи, будучи связанным с особым способом ее организации, сознание оказывается неразрывно связанным с материей, не может существовать без нее.