шпаргалка

эмпирическая социология в России

[ Назад ]
П. Сорокин вводит понятие социального пространства – многомерного пространства социальных статусов, отличного от физического (геометрического) пространства. Социальная стратификация – это дифференциация людей на высшие и низшие слои в социальном пространстве. Основа и сущность стратификации – в неравномерном распределении прав и привилегий, ответственности и обязанности, наличия или отсутствия социальных ценностей, власти и влияния среди членов того или иного сообщества. Основные формы стратификации: экономическая (на основе богатства), политическая (на основе власти), профессиональная (на основе образования). Эти и другие измерения социального пространства являются основой многомерных страт. Под внутренне антагонистическими многомерными стратами П. Сорокин понимает такие, которые включают людей с противоречивой социальной позицией, занимающих высокое положение в одних иерархиях и низкое положение в других. Например, высокий профессиональный престиж, но низкие расовая и религиозная принадлежности, или высокое происхождение, но низкое материальное происхождение. Внутренне солидарные (афинные) многомерные страты это такие, в которых позиции вдоль разных линий стратификации взаимосогласованы и одинаково воздействуют на поведение и сознание людей. Наконец, внутренне нейтральные многомерные страты это такие, в которых нет ни взаимного антагонизма, ни взаимосоответствия между одновременными позициями людей в разных иерархиях. Можно измерить высоту стратификационной пирамиды, например, различия в доходах высших и низших слоев, и ее профиль – относительное соотношение людей в каждом слое ко всему населению в целом. По наблюдениям П. Сорокина существуют общественные закономерности, согласно которым параметры стратификации могут изменяться только в определенных пределах. В частности, не бывает обществ всеобщего равенства, с одной строны, но стратификационная пирамида не может «вытягиваться» до бесконечности, с другой. Социальная мобильность – это перемещение в социальном пространстве, переход от одного социального слоя к другому. Она бывает вертикальная и горизонтальная, индивидуальная и групповая, внутри- и межпоколенная. Можно измерять интенсивность мобильности, т. е. величину социальной дистанции, преодолеваемой за определенное время, и всеобщность мобильности, т. е. абсолютное или относительное число индивидов (групп), изменяющих свое положение. Совокупный показатель мобильности объединяет интенсивность и всеобщность. Теоретически можно предположить существование закрытого типа стратификации (когда мобильность отсутствует) и открытого типа стратификации (с чрезвычайно интенсивной и всеобщей мобильностью). В реальности таких обществ не существует.
Работа Тахтарева "Наука об общественной жизни" носила комплексный характер, в книге была его "система социологии". Как многие социологи того времени, Тахтарев жаловался на произвольность толкования предмета социологии, зыбкость ее междисциплинарных границ, неопределенность многих понятий и принципов, методологическую неразбериху и поспешные теоретические построения. Конец этому должен быть положен принятием "какой-либо определенной системы" и скромно предлагал свою собственную, впрочем, открытую критике не менее других систем тех лет. Не отрицая напрочь эволюционные подходы, Тахтарев предлагал считать главным методом социологии функциональный (или "соотносительный", по его собственным словам) метод, который в сочетании с математическими приемами сбора и обработки исходного материала позволит открывать эмпирические законы, а не волшебные формулы предшествующей социологии. Новая социология должна превратиться в социальную естественную науку на ее "собственной чисть социологической основе", не сводимой к психологическому, биологическому, демографическому и прочему редукционизму. Таким образом, центральными понятиями социологии Тахтарева были: взаимодействие (общение), солидарность, сотрудничество, конфликт, разделение труда, расслоение общества, институты, власть, личность, творчество, цели, потребности, прогресс и закономерности общественных явлений. Установление соотношения социальных явлений и закономерностей об-ва (заключительная часть и конечная цель социологии) может быть произведено, согласно Т., во-первых, с помощью данных генетической социологии и, во-вторых, посредством статистического исследования. Т. - сторонник широкого внедрения в социологию методов естествознания (наблюдение, опыт, проверка и т. п.). Среди собственно социологических методов он особо выделял сравнительно-эволюционный (сравнительно-исторический) и статистико-социологический (применение закона больших чисел и теории вероятностей).

КАТЕГОРИИ:

Network | английский | архитектура эвм | астрономия | аудит | биология | вычислительная математика | география | Гражданское право | демография | дискретная математика | законодательство | история | квантовая физика | компиляторы | КСЕ - Концепция современного естествознания | культурология | линейная алгебра | литература | математическая статистика | математический анализ | Международный стандарт финансовой отчетности МСФО | менеджмент | метрология | механика | немецкий | неорганическая химия | ОБЖ | общая физика | операционные системы | оптимизация в сапр | органическая химия | педагогика | политология | правоведение | прочие дисциплины | психология (методы) | радиоэлектроника | религия | русский | сертификация | сопромат | социология | теория вероятностей | управление в технических системах | физкультура | философия | фотография | французский | школьная математика | экология | экономика | экономика (словарь) | язык Assembler | язык Basic, VB | язык Pascal | язык Си, Си++ |