шпаргалка

Сказки. Проблема классификации. В. Я Пропп о происхождении волшебных сказок. Сказки в Зауралье. Сказки о животных восприняты в форме вымысла из анимистических представлений людей (способность животных думать, говорить как люди). Анимизм – приписывание природе. Была распространена вера людей к связи между человеком и каким либо видом животных. Животное считалось родоначальником (тотемом). Для русских – медведь, он дедушка, старший. Не все рассказы исчезли. Есть сказка где медведь отомстил мужику и бабе. Он мстит обидчикам. Сказки о животных возникли на основе рассказов связанных с поверьями, в них действовали главные будущие герои сказок. Они еще не имели иносказательного значения в образах животных действительно животные. С отмиранием культа животных вошло изображение смешных комич., но рассказы по прежнему были о животных, а не о людях. Собственно история о животн. превращалась в сказку, когда они стали терять связь о животных в мифологическим представлении. Мир животных стал восприниматься как иносказательное человеческому. Животные явл. носителями качеств, которые им чужды, осуждаются человеком или наоборот приветствуются. Основа вымысла заключается в наделении животных качествами людей. Герои сказок: лиса патрикеевна, лиса кумушка, ее проделки. Она обманывает мужика прикинувшись мертвой, чуть не губит волка и т.д. Чаще др. зверей обманывает она волка. Глупость, которой наделен волк в сказках порочит прежде всего его самого. Нередко сказка кончается его смертью. Волк пожирает козлят, выпущенный мужиком из мешка он хочет его съесть. В сказках изображается и медведь. Его положение в высшей звериной иерархии объясняется древностью. Лягушка, заяц выступают в роли слабых. Позже медведь изображается глупым. Глупость медведя высмеивается человека наделенного властью, но глупого, несведущего(отношение людей к власти). Нужно отметить, что сказки о животных, это еще и сказки о людях. Речь в них идет о человеческой жизни. Поэтика сказок и худ. особенность обусловлены 3-мя воздействиями: 1) древние поверия о животных 2)социальное иносказание 3)воспитательные подачи, которые заложены в сказках.

[ Назад ]

Сказки для детей 1) То что сказкам о животных предшествуют поверия привело к воспроизведению в сказках многих повадок зверей. Как правило в сказках нет отвлеченного басенного аллегоризма. Они лишены абстрактного смысла. Повадки зверей изображены с передачи человеч. смысла повествования. 2)Критическому началу сопутствуют разнообразные приемы сатирич. и юмористического. Постоянная борьба и соперничество зверей как правило заканчивается расправой над противником или злой насмешкой над ним. Юмор создается за счет создания нелепых ситуаций, в которые попадает герой. 3) В сказке четко разграничены добро и зло. Чтобы ребенку несложно было разобраться в отношении. Многие сказки о животных сплошь состоят из диалога. В сказках не сложная композиция, действие характеризуется нарастающим напряжением и усложнением, которое основывается на повторении ситуации с изменением какой-нибудь подробности (это цепные сказки). Н-р: Лиса и салочка. Сюжет может развиваться стремительно.

Бытовые новеллистические сказки. Название новеллист. указывает на близость сказок к новелле – жанру возникшему в средние века. Жанровый признак это их связь с обыденной жизнью и алогизме(нелогичность) обычного. Сдвинутость реальности. Сказки о животных создавались в 10-11веке, а бытовые позже. Это отложило отпечаток на всю структуру сказок на жанровый признак. Хотя бытовые сказки отталкиваются от сказок о животных. Дурак в бытовой сказке похож на героев волшебных сказок. Это третий младший сын, она обманут братьями, ему помогают животные. Но в бытовых он появляется в новом качестве. Изменился взгляд на вымысел. Торжество в бытовой сказке выражено в насмешках над старыми устоями. В волшебных гл. герой – хранитель очага. В бытовых – Иван лежит на печи. Сказка обыгрывает на все лады привязанность Ивана к печи. Иван в бытов. сказке ставит себя в смешное положение каждый раз когда пытается подойти к оценке. Верность Ивана стране стала смешной мир изменился, а герой остался прежним. Неумение приспособиться к современным условиям сделало Ивана дураком в глазах окр. Но Иван по прежнему чужд корысти, простодушен, никого не обидит. За эти черты он мил людям. Не превращая его в положительного героя сказка находит случай одарить его. В бытовых сказках 3 основные темы: антибарская, антипоповская, семейная и любовная.

Новеллистич. сказка построена на людских пороках, эгоизме. До какого времени потребность в сатире удовлетв. сказками о животных, но появл. много тем, которые не укладыв в эти сказки: купец, духовенство, черти, супруж. неверность и т.д. Особое пристрастие к любовной тематике, все что говорится об изменах рассказыватся с издевкой и над обманщицей женой и над глупцом мужем. Сказки о господах и слугах. Меняется их тон по сравнению с др. сказками. Легкий комизм любовных сказок уступает место мрачному, жестокому. Они высмеивают, наказывают барина на жестокость, спесь, жадность и глупость. Бариня в сказках так же глупа как барин. Антипоповские сказки осуждение духовенства. Сказки обнажают неродивых и корыстных служителей.

В бытовым сказкам присуще своя поэтика и свой стиль. Основой сюжета явл. один эпизод, редко 3. Действие в сказках следует логике комического парадокса. Происходят невероятные вещи, но никто не удивлен. Формы вымысла разнообразны. Прием утрирования какой то черты. Корыстный поп настолько жаден, что не останавливается перед выдумкой. Барин настолько глуп, что верит мужику, дурак не знает свойств самых обычных вещей. Отсюда возник. разные комич. ситуации. В быт. сказках очень часто встречается диалог. На диалогах основаны многие обряды. Быт. сказка сохранила некоторые приметы обрядов. Развитие сказки как вида шло по усилению насыщению бытом, быт. подробностями и изменении мифологич. представлений.

Волшебная сказка Впервые мысль о том что сказка – это вид искусства высказала Зуева в уч. «Рус. Ф.». В этот вид входят различные жанры – это сказки волшебные, бытовые, о животных. Главный признак это осознанность вымысла. В волшебных ск. вымысел проявляется в том, что действует сверх естеств. сила , которая вмешивается в судьбы людей и помогает развиваться сказке. Сверх естеств. сила проявл. в 4 моментах: 1) Чудесный герой (царевна лягушка, отец мертвец, младший сын…) 2) Волшебный помошник (серый волк, щука) 3) Чудесные действия (мертвое тело оживает, лягушка становится царевной) 4) Чудесные предметы посредством кот. происходят чудеса (сапоги скороходы, шапка неведимка)

Пропп связывает происхождение сказочных сюжетов с обрядом инициации (обряд посвящения из стадии подростк. в стадию совершеннолетия). Пропп полагал, что в сказке отразили не только обряды в основе кот. лежат мифологич. представления, но и мифологич. представления вне обряда – тотематические. Тотемы всегда помогают если человек не забывается, приходит на помощ ( сказка гуси лебеди) Это не обязательно животное, но и речка, печка. В сказке отразились представления о том, что вся природа оживлена, наделена разумом, душой, речью.

Сюжетика волшеб. ск. широка. Ранний сюжет это сюжет о поисках мужа, позднее он переосмысливается в сюжет поиска невесты. Другой сюжет это путешествие в иное царство, царство мертвых, оно отделено от нашего водой, непроходимым лесом. Сюжет интересен для понимания народного стремления заглянуть в иной мир и узнать какого там. Есть группа мифологич образов (баба яга – это древняя проматерь человечества считает Пропп., она связана с земледельческим культом, знает тайны мира, повеливает природными стихиями. Она помогает герою жениться, но перед этим он должен приобщиться к миру мертвых, отведать еду мира мертвых. Кащей бессмертн. – символизирует мертвеца.) Постоянный герой – младший сын.

По мнению Мелетинского младший сын в сказке герой , кот не прошел обряда инициации, поэтому он дурак. Он всегда положит герой, хранитель патриарх. устоев домашнего очага.

Композиция сюжета: 1) Зачин – с установкой на вымысел. Иногда предшествует присказка не связанная с сюжетом. 2) Развитие действия. 3) Кульминация. 4) Развязка. 5) Концовка – в ней тоже снимается мысль о достоверности. Волшебное действие развивается по принципу троичности. Язык цветаст, ярок, в нем много эпитетов. они характеризуют один и тот же предмет. В сказке много формул( эх иван царевич говорил я тебе; запечалился, закручинился).

КАТЕГОРИИ:

Network | английский | архитектура эвм | астрономия | аудит | биология | вычислительная математика | география | Гражданское право | демография | дискретная математика | законодательство | история | квантовая физика | компиляторы | КСЕ - Концепция современного естествознания | культурология | линейная алгебра | литература | математическая статистика | математический анализ | Международный стандарт финансовой отчетности МСФО | менеджмент | метрология | механика | немецкий | неорганическая химия | ОБЖ | общая физика | операционные системы | оптимизация в сапр | органическая химия | педагогика | политология | правоведение | прочие дисциплины | психология (методы) | радиоэлектроника | религия | русский | сертификация | сопромат | социология | теория вероятностей | управление в технических системах | физкультура | философия | фотография | французский | школьная математика | экология | экономика | экономика (словарь) | язык Assembler | язык Basic, VB | язык Pascal | язык Си, Си++ |