Русский классицизм и его особенности. Ломоносов – создатель жанра программной оды.
Классицизм («образцовый») – это худ. стиль и эстетич. направление в европейской лит. и искусстве конца 17 – н.19вв. Одной из важных черт которых явл. обращение к образам и формам антич. лит. как идеальному эстетической литературы. Зарождается во Франции в к.17в.
Русский классицизм зарождается на 100 лет позже французского.
1) Более узкие хронологич. границы. Расцветает классицызм в 30-50гг.
2) Начинается не с оды, а с сатиры.
Исследователи по разному определяют философскую основу классицизма. Берков полагает, что основа – это рациональность + сенсуализм(чувства).
3) Источником сюжетов для русских писателей становится русская история, а не только античность.
4) Связь русского классицизма с просветительством. В это время в западной европе рационализм сменился просветительством (главная идея – идея внесословной ценности человека).
Эклектизм – смешение и рациональных и просветительских идей.
5) Он был тесно связан с др. р. литературы и фольклором.
6) Патриотическая и государственная идея характерная для классицизма в России получает активную худ. разработку. Отсюда вытекает – государственный пафос – это главный пафос произведений классицизма.
7) В рус. классицизме огромное место отводится наукам знанию (Ломоносовские оды). Особенно элементы классицизма встречаются в драматургии 19в.
Нормативные акты классицизма: 1) Система стихосложения ( Тредиаковский, Ломоносов). 2) Создание жанровой системы рус. лит. яз.( начинает заниматься Тредиаковский, а завершает Сумароков). 3) Реформа лит. яз. (Ломоносов).
Ломоносов вошел в историю русской литературы прежде всего как поэт-одописец. Современники называли его российским Пиндаром. Ода — лирический жанр. Она перешла в европейскую литературу из античной поэзии. В русской литературе XVIII в. известны следующие разновидности оды: победно-патриотическая, похвальная, философская, духовная и анакреонтическая. В системе жанров русского классицизма ода относилась к «высоким» жанрам, в которых изображались «образцовые» герои — монархи, полководцы, которые могли служить примером для подражания. В большинстве случаев ода состоит из строф с повторяющейся рифмовкой. В русской поэзии чаще всего имела место десятистишная строфа, предложенная Ломоносовым.
Ломоносов начал с победно-патриотической «Оды на взятие Хотина». Она написана в 1739 г. в Германии, непосредственно после захвата русскими войсками турецкой крепости Хотин, расположенной в Молдавии. Гарнизон крепости вместе с ее начальником Калчакпашою был взят в плен. Эта блестящая победа произвела сильное впечатление в Европе и еще выше подняла международный престиж России. В оде Ломоносова можно выделить три основные части: вступление, изображение военных действий и прославление победителей. Картины боя даны в типичном для Ломоносова гиперболизированном стиле с массой развернутых сравнений, метафор и олицетворений, воплотивших в себе напряженность и героику батальных сцен. Луна и змея символизируют магометанский мир; орел, парящий над Хотином, — русское воинство. Вершителем всех событий выведен русский солдат, «росс», как называет его автор. О подвиге этого безымянного героя Ломоносов пишет с восхищением:
Крепит отечества любовь
Сынов российских дух и руку:
Желает всяк пролить всю кровь,
От грозного бодрится звуку.
Напряженность, патетический тон повествования усиливается риторическими вопросами, восклицаниями автора, обращенными то к русскому воинству, то к его неприятелю. Есть в оде и обращение к историческому прошлому России. Над русским воинством появляются тени Петра I и Ивана Грозного, одержавших в свое время победы над магометанами: Петр — над турками под Азовом, Грозный — над татарами под Казанью. Такого рода исторические параллели станут после Ломоносова одной из устойчивых черт одического жанра.