шпаргалка

Творческая индивидуальность Г. Р. Державина. Могучий поэтический талант Державина сложился не сразу. В трудах и поисках нашел поэт свою настоящую дорогу и, вступив на нее, стал быстро овладевать литературным мастерством.

[ Назад ]

Родился Гаврила Романович в 1743 г, учился в казанской гимназии, тогда же познакомился с творчеством крупнейших современных поэтов – Ломоносова, Сумарокова, Тредиаковского, Хераскова, и русский классицизм стал питательной почвой его собственных литературных начинаний.

Величественное и строгое искусство классицизма требовало от поэтов следования системе правил, определенных для литературных произведений, подражания лучшим образцам. Классицисты, следуя учению французского философа Декарта, считали, что чувства человека, носящие личный характер, не могут помочь ему познать истину.

Борьба между чувством и долгом, между личным и государственным составляет главный конфликт в произведениях искусства классицизма, и невозможность подавить эти личные чувства вела к трагической развязке.

Классицисты подчеркивали в своих героях к-л одну сторону: верность долгу, великодушие, скупость, т.е. изображали не характеры, а страсти, создавая условные фигуры. Но в этих рамках писатели умели вести детальный разбор чувства, рисовать его подробную картину, продолжающую в иных случаях до сих пор волновать мастерством психологического анализа (трагедии Расина, Корнелия, Сумарокова).

Точно так же писатели-классицисты подходили и к изображению природы, рассматривая каждую вещь в отдельности, обособленно от других, уверенные в вечной неподвижности мира.

Державин уже в первые годы творчества обращался к фактам своей личной жизни как к предмету поэзии. Взамен общепринятых условных имен – Терпсихоры или Хлои – Державин называет свою возлюбленную Анютой, как и впоследствии не постесняется назвать в стихах жену – Дашенька.

Отмеченное самим Державиным в качестве своей заслуги введение в литературу «забавного русского слога», сочетание лирики и сатиры, просторечия и высокого стиля, безусловно, является крупнейшим его достижением.

Национальные черты его поэзии, присущий ей патриотизм, прославление героев-воинов, от полководцев до солдат, также составляют отличительные черты Державина-поэта.

Он необычайно расширил тематический диапазон русской поэзии, в полном смысле слова сблизил поэзию с жизнью.

Но прежде всего Державин сумел посмотреть на мир, на природу глазами простого человека и увидел жизнь не через оптические приспособления теории классицизма, а такой, какой она представлялась взору и слышалась ушам – яркой, многоцветной, постоянно меняющейся.

Державин начал рисовать портреты людей. Пусть это было лишь первыми шагами на пути к реалистическому искусству, но важно то, что они были сделаны, и сделаны именно им. Это знаменовало принципиальный отход Державина от канонов классицизма.

Освобожденный от сковывавших его пут нормативности, редкостно индивидуальный талант Державина развернулся с молниеносной быстротой и громадной поэтической силой. В сент 1779г в журнале «Санкт-Петербургский вестник» появилась ода «На смерть князя Мещерского» , а затем одно за другим последовали такие великолепные произв-я, как «Ключ», «Стихи на рождение в Севере порфирородного отрока», «К первому соседу», «Властителям и судиям» и др.

Новое поэтическое слово Державина особенно ясно прозвучало в оде «На смерть кн Мещерского». Образ часов, символизирующих неизбежный ход времени, создан с помощью великолепной звукописи: Глагол времен! Металла звон!

Иллюзия мерного, ритмичного боя часов достигается повторением в конце каждой стопы сонорных Л и Н. В известной степени уже в этом стих-ии можно видеть смешение «высоких» торжественных мыслей (обращение к часам) и образов с близкими к жизненным, «сниженным» (фигура смерти очень конкретна и ощутима зрительно).

Стихи 1779-1781 гг, исполненные большой тревоги по поводу общественного неустройства, приблизили Державина к теме, которую с мастерством развернул в оде «Фелица» (1782). Авторство Державина было замаскировано.

«Фелица» была одой, адресованной царствующей государыне, - лицу, о котором обычно говорили с подобострастием, для восхваления которого поэты придумывали наиболее величественные сравнения.

В оде Екатерина II получила не меньше назиданий, чем ее вельможи. Державин совершенно отчетливо сказал ей, что царь должен соблюдать законы, единые, как для него, так и для подданных. Успех «Фелицы» был полным и блестящим.

Ода «Бог» (1784) представляет собой рассуждение автора на тему о происхождении мира и человека, желания проникнуть в тайны бытия.

Я телом в прахе истлеваю,

Умом громам повелеваю,

Я царь – я раб; я червь – я бог!

Вдохновенный гимн всесилию человеческого разума и в то же время признание, что человек лишь звено в общей цепи существ. Державин вводит в свое стихотворение идеи современной ему науки о множественности миров.

В оде «Вельможа» (1794) – попытки изобразить портрет социальный, образ собирательный.

Осел останется ослом,

Хотя осыпь его звездами;

Где должно действовать умом,

Он только хлопает ушами.

Кто, кроме Державина, мог ввести в патетическую, исполненную гражданского негодования оду такое грубое сравнение?

Изобразительное искусство в поэзии Державина живописно изображает природу, дворцы, парки, быт, подробности ужина.

Стих-е «Евгению. Жизнь Званская» - своеобразный ответ на романтическую элегию В.А.Жуковского «Вечер». Державин вступил в развернутый спор с Жуковским о том, что должен изображать поэт, кто должен быть героем поэтического произведения, как следует относится к жизни вообще и каким образом изображать природу и человеческие характеры.

Державин почувствовал, что новое направление могло увести поэтов и читателей от активного участия в жизни к исключительному углублению в собственные переживания. Герою Жуковского – унылому юноше, разочарованному и страдающему, целиком погруженному в воспоминания и в думы о близкой смерти, - противостоит у Державина бодрый старик.

У Державина та же композиция, тот же герой – поэт. Но сам принцип изображения внутреннего мира Державин воспринял от Жуковского, как сам Жуковский научился у него вниманию к частному человеку и красочной живописи природы.

Впрочем, не только Жуковский. Неоднородный сложный сплав, который представляет собой поэзия Державина, дал возможность находить в ней черты, родственные своему творчеству, таким совершенно различным художникам, как Батюшков, Рылеев, Пушкин, Гоголь, Тютчев, Некрасов, поэты-символисты и акмеисты нач XX столетия и многие др. Ораторские интонации его стиха были в новых условиях развиты зачинателем советской поэзии Маяковским, в творчестве которого нашли свое дальнейшее развитие и некоторые другие стороны стиля, языка, ритмики державинской поэзии.

Державин по праву был назван Белинским отцом русских поэтов.

Державину Белинский отдал пальму первенства как зачинателю антологической поэзии в России. Переводя древних поэтов, Державин сумел создать циклы художественных миниатюр, в которых отразил прежде всего русский быт, русскую природу, благодаря чему они стали произведениями нашей национальной поэзии.

В конце жизни, осмысляя свой творческий путь, поэт прямо заявил о ненужности жанровых градаций. Не очень заботясь о терминологии, одни и те же стих-я Державин именовал то «одами», то «песнями», то «лирическими поэмами». Державин доказывал, что поэт может говорить обо всем в «общежительной оде» (или «смешанной»).

Для Державина правильно все, что выгодно и удобно, единственная цель – выразить мысль и чувство.

КАТЕГОРИИ:

Network | английский | архитектура эвм | астрономия | аудит | биология | вычислительная математика | география | Гражданское право | демография | дискретная математика | законодательство | история | квантовая физика | компиляторы | КСЕ - Концепция современного естествознания | культурология | линейная алгебра | литература | математическая статистика | математический анализ | Международный стандарт финансовой отчетности МСФО | менеджмент | метрология | механика | немецкий | неорганическая химия | ОБЖ | общая физика | операционные системы | оптимизация в сапр | органическая химия | педагогика | политология | правоведение | прочие дисциплины | психология (методы) | радиоэлектроника | религия | русский | сертификация | сопромат | социология | теория вероятностей | управление в технических системах | физкультура | философия | фотография | французский | школьная математика | экология | экономика | экономика (словарь) | язык Assembler | язык Basic, VB | язык Pascal | язык Си, Си++ |