шпаргалка

Особенности русского романтизма. Пути развития, типология (Анализ 1-2 произведений по выбору студента). Романтизм как литературное направление сложился в к.18в – первой четверти 19в. Утвердился в жизни под воздействием определенных соц. экономич. обстоятельств и распространился так широко, что проник в любую сферу жизни (литература, история, эстетика, мораль, искусство). Возник он в европе в эпоху постреволюционных изменений. Кроме этого определенным фактором для распространения романтизма были наполеоновские войны и распространение дипломатических отношений.

[ Назад ]

В России распространение романтизма происходит позже. Это связано с событиями войны 12-го года. С потрясением передовых людей (офицеры, дворяне), разочарованием их в самодержавных порядках. Передовые взгляды заключались в надежде на благотворность соц. исторических перемен.

а)Романтики критиковали существующую действительность, либо полностью отрицали ее. Этим объясняется асоциальные тенденции в творчестве романтиков. Развитие капитализма не оправдали надежду у романтиков появляется тоска. Идеальный мир возможен либо в прошлом, либо в потустороннем мире, либо в далеком будущем.

б) Романтизм раскрепостил душу человека. Шеленг говорил, что дух человечества раскован.

в) В обращении к истории у романтиков прослеживается двойственное отношение. С одной стороны они критически настроены по отношению к истории, поскольку ее развитие не сопровождалось ростом духовной свободы, отсюда культ естественного человека, уход в доисторическое прошлое народов, поскольку тогда действовали законы природы (у Пушкина «Кавказский пленник»). Романтический герой чувствует себя свободно не в обществе, не в светском салоне, а не природе, в таборе и т.д.

Но романтики охотно пользовались историческим материалом, но свободно расправлялись с историч. фактами, им интересен был колорит, национальные корни, а так же как форма отрицания феодальной и капиталистической формации. Историч. факт они трактовали как поэтический.

г) Т. к. романтической гармонии нет места в становящейся действительности возникает известный конфликт идеала и действительности. Данный конфликт характеризует романтическое двоемирие .

д) Из отрицания всемогущества разума и действительности рождается романтический герой. Это герой находящийся во враждебных отношениях с окружающим обществом. Он одинок в жизни, считает себя человеком внесоциальной среды. Противостоит культу вещей, служебной карьере, мещанскому существованию. Это человек внебытовой, поэтому он одинок и трагичен. Романтический герой – воплощение бунта действительности. Это герой страсти, на нем лежит черта избранности. Он бунтует: 1) против действительности (английский тип романтизма Байрон, Лермонтов, Пушкин), 2) против всего мира, жизни (немецкий, Жуковский). Необычность героя в портрете и в поступках. Показан он в необычной обстановке (море, горы, стихия, леса). Необычность перипетий связаны с самим героем.

е) Презирая толпу романтики интересовались личностями. Отсюда противопоставление гений – толпа.

ж) Отходя от реальной действительности романтики уделяли внимание экзотическому, которое выходит за пределы реальности. Противопоставлено презираемое здесь – таинственное там.

з) В центре человеческая личность, ее духовный мир, они изображают человека в напряженных жизненных ситуациях, отсюда острый драматизм и психологизм романтической литературы.

и) Один из принципов романтизма програмность (тема, мотив)

к) Романтический культ – культ поэта и поэзии. С точки зрения романтиков истинное назначение искусства – это служение прекрасному, доброму, человеческому, а поэтич. чувства – средство создания истины.

л) Двойственность романтического миропонимания обусловили изображения жизни в резких контрастах.

В развитии рус. романтизма выделяют несколько этапов. Малин говорит о 2-х этапах:

1) Связан с войной 12 года (поэзия Жуковского, Пушкина, декабристов).

2) После реакции на восстание 25 года, поражение вызвало разочарование, поэты стремились уйти от реального мира в мир философских идей, это обусловлено недостатком идеалов в жизни.

Гуревич выделяет 3 периода: 1) 1801-1815 – зарождения романтического направления в России. 2) 1816-1825 – время интенсивного развития. 3) 1826-1840 – после декабрьский период. Самое широкое распространение в рус. лит., обретает новые черты, завоевывает новые жанры. Романтич. настроения углубляются. Рус. романтизм окончательно порывает с традициями сентиментализма и классицизма, но к концу 30-х годов испытывает новое влияние реализма, борьба заканчивается победой реализма. В 40-е годы спад романтизма, в 50-е заканчивается.

Традиционно романтиков делят на 2 течения: -активные, революционеры; - пассивные, созерцатели. Активный характеризует протест против зла царящего в мире, настроения борьбы. Пассивные отрицают общество, пошлость, скуку, расчет, но при этом они проводят мысль о господстве высших сил. (Жуковский «Людмила»).

Русский романтизм в своем развитии шел по пути все большего сближения с жизнью, они изучали действительность в ее национальном своеобразии, в историческом развитии, и постепенно приоткрывали тайны исторического процесса. Рус. романтики искали пружины исторического развития в социальных факторах. В монографии Гуревича указываются след. отлич. рус. романтизма от западноевропейского:

1) Меньшая отчетливость, выраженность основных признаков свойств романтизма.

2) Более тесная связь с др. литературными направлениями.

Майне указывает следующие отличия:

1) Отношение к мистике

2) Роль индивидуального личностного начала.

Рус. романтики старались избегать мистики. Никогда не противопоставляли себя разуму. В рус. лит. ослаблено внимание к индивидуальному началу.

Отличия: - раскрепощение человека в эротизме, но он не переходил в порнографию; - проблема местного колорита трактовалась по разному ( как декоративный план; другие понимали местный колорит шире вкл. сюда изобретение нравов и страстей).

Излюбленные жанры ром-ков: поэма, люб. лирика, элегия, друж. послание; в центре – романт. герой, часто носят исповед-ное начало.

Жуковский – 1-ый рус. ром-к. В его тв-ве сформ-сь новая жанровая система, его излюбл. жанры: песня, элегия, баллада. Песня из жанра легкой поэзии превращ-ся в жанр искренней, исповед-ной лирики. В лирике ром-зма вообще развито песенное начало ,что согласуется с филос-ми представлениями о музык-ом строении всего мироздания. Элегия – грустная песня, ром-ки видели мир несовершенным. В тв-ве Жук-го разв-мя медитативная элегия, в кот. весь комплекс филос. идей. В элегии «Невыразимое» (1819) говорится о невозможности выразить всё богатство и красоту вечной природы с помощью бедного, несовершенного человеческого языка. Природа полна великих тайн, доступных лишь глубокому чувству человека, живущего в единстве с породившим его бесконечным и загадочным миром. Вечное стремление несовершенного человека к этой величественной красоте нельзя с помощью одного бедного земного языка: Невыразимое подвластно ль выраженью?.. И лишь молчание понятно говорит.

В элегии «Море» (1822) Жук-й показ-ет пути познания мира: 1- опытный, 2- через созерцание, ром-ки выбирали второй путь – погружение в самого себя, внешне этот процесс пассивный, но внутренне – активный.

В балладах часто исп-ся исключит. ситуация (встреча с потусторонним, незаконная любовь), это дает возм-сть показать всю гамму чувств, часто противоречивых. Зачастую в балладах сталк-ся дневной (реальный) и ночной (ирреальный) миры.

Баллада «Людмила» переводная, им. подзаголовок «Бюргеровой «Леоноре», но для Жук-го оригинал стал лишь отправной точкой для создания своего произ-ия. Жук-й берет лишь сюжетную схему и разрабатывает ее в ином стиле, в ином эмоц-ом ключе. Он меняет хар-ры героев: страстная Леонора превращ-ся в грустную Людмилу, зловещий жених – в лирич. любовника. Всё это придает русский колорит, Жук. также включает разговорную лексику в речь героев. В балладе раскрывается романтич. двоемирие: сталкиваются мир любви, надежды, добра с миром зла, ч-з это столкновение Жук. показ-ет всю гамму чувств героини: тревожное ожидание, надежда, бунт, радостьЮ ужас, отчаяние. Балладу отличает глубокий психологизм. В балладе выявл-ся авторская установка: покорность, смирение яв-ся единств-ой защитой чел-ка перед судьбой; героиня наказана за бунт, это в своем роде авторское назидание.

Баллада «Светлана» (1813) погружает чит-ля в мир русской старины, это неслучайно т.к. для мировосприятия хар-но деление на бытие и инобытие. Гл. героиня разлучена со своим возлюбленным и страдает. Ей, как и Людмиле, предстоит испытание, кот-ое заключ-мя в столкновении с миром зла, кот-ый представлен в образах мертвеца, темного леса, вихрей, черных воронов. Но Светлана, в отличие от Людмилы, не бунтует, она покоряется судьбе, оттает себя во власть Бога, кот-ый за ее смирение посылает ей ангела-хранителя. Героиня пробуждается, и мир зла оказ-ся сном. Торжествует любовь и счастье, но авторская ирония ставит под сомнение земное счастье героини.

КАТЕГОРИИ:

Network | английский | архитектура эвм | астрономия | аудит | биология | вычислительная математика | география | Гражданское право | демография | дискретная математика | законодательство | история | квантовая физика | компиляторы | КСЕ - Концепция современного естествознания | культурология | линейная алгебра | литература | математическая статистика | математический анализ | Международный стандарт финансовой отчетности МСФО | менеджмент | метрология | механика | немецкий | неорганическая химия | ОБЖ | общая физика | операционные системы | оптимизация в сапр | органическая химия | педагогика | политология | правоведение | прочие дисциплины | психология (методы) | радиоэлектроника | религия | русский | сертификация | сопромат | социология | теория вероятностей | управление в технических системах | физкультура | философия | фотография | французский | школьная математика | экология | экономика | экономика (словарь) | язык Assembler | язык Basic, VB | язык Pascal | язык Си, Си++ |