шпаргалка

Поэтика прозы Чехова. Это малая эпическая форма, в рассказе дается 1 эпизод из жизни героев. Небольшое количество действующих лиц. Рассказ – это любимый жанр Чехова. Его привлекал этот жанр своей краткостью. Задача рассказчика – передать идею произведения с помощью художественной детали. В раннем творчестве Чехова преобладает шутливый рассказ – анекдот, в котором до предела упрощена композиция. В центре рассказа один герой (чиновник) – пошлый, некультурный. Характер героя раскрывается в одном эпизоде. Комический эффект рассказа достигается чаще всего неожиданным анекдотическим концом. В рамках такой комической безделушки Чехов начинает осуществлять революцию жанра – сатирическое изображение героя. Рассказ «Толстый и тонкий» 1883г. Этот рассказ повествует о взаимоотношениях людей о социальном неравенстве и показывает абсурдность отношений построенных на принципах социальной иерархии. Прием антитезы. На первый взгляд кажется, что это простая зарисовка нравов: встречаются бывшие одноклассники, чувства их в начале рассказа искренние (рады встрече «голубчик мой» - называют др. др., троекратно целуются). «Оба были приятно ошеломлены». Изменение в их отношении происходит, когда тонкий узнает положение Толстого, оказывается, что они находятся на разных ступеньках соц. иерархии. Толстый – чиновник 8 класса (тайный советник). Тонкий – чиновник 8 класса (коллежский асессор). Сразу разговор меняется на официальный (вытягивается жена, сын тонкого). На поведение тонкого реагирует толстый. «Все трое были приятно ошеломлены» - фраза содержит горькую иронию Чехова по поводу недостатка человеческих отношений в обществе. Произведения «Ванька», «Хорист» в 80-е годы.

[ Назад ]

В произведениях последнего 10-я выявились лучшие черты Чехова повествователя. В рассказах этого периода: 1) ярко представлен оценочный момент. 2) прозрение героя выливается в осознание необходимости изменить жизнь. 3) В рассказах этого периода остро ставятся вопросы о смысле человеческой жизни, о назначении человека, о счастье. 4) Эти рассказы обладают эпической емкостью, проблемностью романа. 5) Композиция большинства зрелых рассказов Чехова это рассказ в рассказе. У Чехова были необыкновенно высокие требования к жизни и к человеку, но главное зло Чехов видит в том, что человек смиряется с пошлостью и унижением, что эти явления никого не беспокоят. Задача Чехова художника – борьба с обыденностью зла.

Трилогия «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви». Беликов – это не маленький человек, поскольку держит весь город в узде, а все остальные люди, в том числе рассказчик (учитель Буркин) – это маленькие люди. Главная худ. деталь – футляр. Прямое значение – футляр это вещь, переносное – символ футлярной жизни – это не настоящая, не живая жизнь, жизнь заключенная в какие то рамки. Беликов сам заключает себя в рамки, ограничивает себя в свободе, не только себя, но и весь город. Люди перестали общаться, стали бояться говорить. Он боялся свободы «как бы чего не вышло», любил запреты. Основой существования Беликова является страх. Его любовь к Вареньке Коваленко. Чехов показывает, что не столько страшен Беликов, сколько то, что люди его боялись, подчинились ему. После похорон Беликова жизнь потекла по-прежнему, ничего не изменилось, люди привыкли подчиняться – говорит Буркин. «Крыжовник» О жизни Николая Ивановича Чилимша-Гимолайского. Рассказывает его брат Иван Иванович. Детство братья провели в имении отца. Затем отец из-за долгов продает имение. У Н. И. появляется с детства мечта – иметь свою усадьбу, где бы он выращивал крыжовник. Это становится целью в жизни. Чтобы добиться своей мечты герой во всем себе отказывает (недоедал, плохо одевался) из-за этого женился на богатой вдове, через пол года от плохой жизни она умирает. Его мечта осуществляется. Иван Иванович приезжает в усадьбу к брату, все похожи на свиней – собака, кухарка, сам Н. И. Происходит полная деградация.

Мысль Чехова и героя – человек не должен останавливаться на достигнутом, а материальная мечта стать основой жизни. Человек должен жить полной жизнью. Худ. деталь – крыжовник. Переносное значение – символ деградации человека. ( «Как Н. И. им гордился, как его поедал, словно сахар», когда он кислый). «О любви» Рассказывает Павел Константинович Алехин о любви к Анне Алексеевне Луганович. Она замужем, он влюблен, она тоже. Чувства скрывают. Она уезжает и только тогда они узнают о чувствах. Любовь дается человеку лишь 1 раз, важнее не потерять любовь. Любовь – это великое таинство, которое неподвластно разуму. Все герои ведут футлярный образ жизни. Герои это понимают, осознают, но ничего в этой жизни изменить не могут.

КАТЕГОРИИ:

Network | английский | архитектура эвм | астрономия | аудит | биология | вычислительная математика | география | Гражданское право | демография | дискретная математика | законодательство | история | квантовая физика | компиляторы | КСЕ - Концепция современного естествознания | культурология | линейная алгебра | литература | математическая статистика | математический анализ | Международный стандарт финансовой отчетности МСФО | менеджмент | метрология | механика | немецкий | неорганическая химия | ОБЖ | общая физика | операционные системы | оптимизация в сапр | органическая химия | педагогика | политология | правоведение | прочие дисциплины | психология (методы) | радиоэлектроника | религия | русский | сертификация | сопромат | социология | теория вероятностей | управление в технических системах | физкультура | философия | фотография | французский | школьная математика | экология | экономика | экономика (словарь) | язык Assembler | язык Basic, VB | язык Pascal | язык Си, Си++ |