шпаргалка

Билет №1

[ Назад ]

1. Как вы представляете себе модель изучения национального характера – уровни, факторы, ярусы?

Для изучения национального характера используется системно-комплексный подход. С его помощью можно проследить формирование национальной самобытности и выявить корни и эволюцию тех или иных черт характера народа. Концепция национального характера предусматривает три уровня, соответствующие трем пластам жизни народа, которые условно можно обозначить как «внешний» - материальный, «внутренний» - духовный и «смешанный», имеющий двойственную природу, материально-духовную и духовно-материальную. Все три уровня изучения национального характера взаимосвязаны, в каждом из них можно выделить два «яруса» - научно-теоретический и эмпирический, взаимодействующие и дополняющие друг друга.

На внешнем, материальном, уровне важнейшим оказывается историко-природный фактор, обусловливающий зависимость национального характера от исторической ситуации, прежде всего контактов-конфликтов с другими народами, и от природно-климатических условий. Теоретический ярус на внешнем уровне может быть представлен системой этногенеза Л.Н. Гумилева. Выбор именно этой системы основан на том, что психобиологические свойства народов рассматриваются в сочетании с культурно-политиче¬скими и социально-историческими компонентами их жизни. На внутреннем уровне своеобразие духовного облика наро¬да проявляется через язык, религию и искусство, образующие фундамент национальной культуры. Организующим стержнем духовной деятельности народа является язык, исто¬рически сыгравший определяющую роль в становлении психи¬ки человека и формировании национальной психологии. Третий, материально-духовный, уровень охватывает прак¬тически все сферы жизни народа, имеющие двойственную при¬роду. Среди них общественно-политические структуры, вклю¬чающие государственное устройство, отношения в мире соб¬ственности, в том числе и экономические образования, социаль¬но-классовая организация общества, правовые системы, сопря¬женные с морально-этическими нормами, вбирающими, как правило, религиозно-нравственные установки, система образо¬вания, связанная с традициями воспитания, а также семейный уклад и национальная кухня. На этом уровне первостепенным можно считать социально-этический фактор, оказывающий зна¬чительное влияние как на коллективную психологию народа, так и на психологию отдельных его индивидов.

2. В чем заключается специфика материального уровня модели? Каковы его главные компоненты? На внешнем, материальном, уровне важнейшим оказывается историко-природный фактор, обусловливающий зависимость на¬ционального характера от исторической ситуации, прежде всего контактов и конфликтов с другими народами, и от природно-клима¬тических условий. Теоретический ярус может быть представлен системой этногенеза Л.Н. Гумилева. Его теория основана на системном подходе и вертикально-горизонталь¬ном способе анализа. Учение нацелено одновременно на эт¬ногенез (происхождение народов) и культурогенез (эволюцию национальной культуры), что помогает пролить свет на культур¬но-этические, историко-политические, социально-психологиче¬ские черты изучаемых этносов. По Гумилеву, этнос объединяет общность язы¬ка, территории, культуры, национального самосознания и пси¬хологии. Вновь возникший этнос проходит фазы активности, перегрева, медленного спада за 1200 - 1500 лет. Как биологи¬ческий вид, этнос живет 1000 лет, сверх этого еще два - пять столетий приходится, как правило, на инерционное существо¬вание за счет цивилизации. В основе этнического деления лежит разница поведения особей, составляющих этнос. Для понимания понятия этнос Гумилев вводит понятие «пассионарности», которая зависит от первоначаль¬ного заряда энергии - «пассионарного толчка», получаемого эт¬носом из Космоса. Пассионарность - это «эф¬фект, производимый вариациями этой энергии как особого свой¬ства характера людей»3. Пассионарность создает «стереотип поведения» этноса. «Этническое поле», обусловленное «взрывом пассионарности», является причиной объединения людей, одинаково пси¬хологически настроенных. Кроме пассионарности, на стереотип поведения этноса ока¬зывают влияние единые ритмы. Формирование этноса обусловлено сочетани¬ем ритмов отдельных этнических групп. При этом возникает гармония или дисгармония.

3. Как связаны многоэтническая система и многокультурная модель в США? Системно-комплексный подход к изучению специфики развития американской нации помогает установить общие закономерности, характерные для всех народов США и особенности конкретных этносов и субэтносов. Внутринациональная культура США не однородна. Ее многослойность является результатом специфики формирования американского народа как единого целого. У истоков американской нации стоят три пласта - коренные жи¬тели, евроамериканцы и афроамериканцы. До второй половины XX века под американцами обычно подразумевали выходцев из разных европейских -стран. Наро¬ды-аборигены и афроамериканцы практически оказались вне так называемого «плавильного котла», который стал символом формирования американской нации, наряду с «фронтиром», сыг¬равшим решающую роль в превращении бывших европейцев в американцев. На ранних этапах колонизации преобладали иммигранты из Англии, Голландии и Скандинавии, позднее из Южной и Восточной Европы. «Плавильный котел» действовал среди белого населения, формировавшего свою культуру, отличную от европейской, хотя и связанную с ней генетически. Коренное население американ¬ского континента истреблялось, вытеснялось со своих террито¬рий, подвергалось всяким гонениям, тем не менее оно сохрани¬ло свою национальную культуру. Афроамериканцы до середины XX века занимали в амери¬канской системе положение рабов. Привезенные с другого кон¬тинента, они исторически быстро адаптировались на новом месте, усвоили чужой язык, религиозные взгляды, новую систе¬му отношений, норм труда, создали свою сегментарную культу¬ру внутри общеамериканской.

Параллельно с многоэтнической системой в США была создана многокультурная структура, в функционировании которой воплотились две взаимосвязанные, но противоположные по своей сути, тенденции, отмеченные Н.С. Трубецким: одновременное стремление народов к единству и к сохранению национального самобытности. В США они проявились, с одной стороны, в создании внутри общенациональной культуры сегментарных, отражающих пеструю мозаику расово-этнических объединений, нацеленных одновременно на национальное единство и сохранение своей генетической культуры.

4. Как формировался протестантизм в Германии? В начале ХVI века в странах Центральной и Северной Европы вспыхнуло движение, которое было направлено против феодализма и его церковного выражения - католицизма, против самовластия и беззаконий папской курии, продажи священных степеней. Реформационные процессы носили характер широких религиозных и социально-политических движений, выдвигавших требования реформы римской церкви и преобразования порядков, утверждаемых ее учением. Видные теоретики Реформации создали учения, отвечавшие новым веяниям общественного развития XVI-XVII вв.

Основателем протестантской церкви считается монах Мартин Лютер. В 1517 году он прославился своими 95 тезисами против продажи индульгенций и папской власти, которые вывесил на двери храма в Виттенберге. Лютер выступал против претензий католического духовенства контролировать веру на правах посредника между людьми и Богом. Учение Лютера рассматривало мирскую деятельность человека как служение богу. Человек должен был искать спасение в земной жизни. Лютер первый перевел на немецкий язык Священное Писание. Основными вероучительными документами лютеранства являются "Аугсбургское вероисповедание" и "Апология", написанные Лютером и другим проповедником протестантизма - Меланхтоном. Реформация привела к расколу римско-католической церкви и к созданию новых вероучений. К концу жизни Лютера (1546 г.) более половины немецких княжеств приняли его учение. В 1555 г. лютеранам было предоставлено право свободы в делах веры, но только для князей. Они с этого момента определяли религию своих подданных. В 1608 г. германские князья заключили протестантскую унию. Окончательно закрепило равноправие католиков и протестантов соглашение 1648 г.

5. Каково происхождение латинского языка?

Латиинский язык принадлежит к италийской ветви индоевропейской языковой семьи. Латынь появилась в середине II тыс. до н. э. В начале I тыс. до н. э. на латинском языке говорило население области Лаций, расположенной на западе средней части Апеннинского полуострова. Племя, населявшее Лаций, называлось латинами, а его язык — латинским. Центром этой области был город Рим, по имени которого объединившиеся италийские племена стали называть себя римлянами. В процессе исторического развития древней Италии латинский язык вытеснил другие италийские языки и со временем занял господствующее положение в западном Средиземноморье. Латинский язык в его народной разновидности явился основой для новых национальных языков, объединяемых под общим названием романских.



КАТЕГОРИИ:

Network | английский | архитектура эвм | астрономия | аудит | биология | вычислительная математика | география | Гражданское право | демография | дискретная математика | законодательство | история | квантовая физика | компиляторы | КСЕ - Концепция современного естествознания | культурология | линейная алгебра | литература | математическая статистика | математический анализ | Международный стандарт финансовой отчетности МСФО | менеджмент | метрология | механика | немецкий | неорганическая химия | ОБЖ | общая физика | операционные системы | оптимизация в сапр | органическая химия | педагогика | политология | правоведение | прочие дисциплины | психология (методы) | радиоэлектроника | религия | русский | сертификация | сопромат | социология | теория вероятностей | управление в технических системах | физкультура | философия | фотография | французский | школьная математика | экология | экономика | экономика (словарь) | язык Assembler | язык Basic, VB | язык Pascal | язык Си, Си++ |