шпаргалка

Билет №7

[ Назад ]

1. Что представляет собой трехуровневая модель изучения национального характера?

Для изучения национального характера используется системно-комплексный подход. С ее помощью можно про¬следить формирование национальной самобытности и вы¬явить корни и эволюцию тех или иных черт характера народа. Концепция националь¬ного характера предус¬матривает три уровня, соответствующие трем пластам жизни на¬рода, которые условно можно обозначить как «внешний» - матери¬альный, «внутренний» - духовный и «смешанный», имеющий двой¬ственную природу, материально-духовную и духовно-материаль¬ную. Все три уровня изучения национального характера взаимо¬связаны, в каждом из них можно выделить два «яруса» - научно-теоретический и эмпирический, взаимодействующие и дополня¬ющие друг друга.

На внешнем, материальном, уровне важнейшим оказывается историко-природный фактор, обусловливающий зависимость на¬ционального характера от исторической ситуации, прежде всего контактов-конфликтов с другими народами, и от природно-клима¬тических условий. Теоретический ярус на внешнем уровне может быть представлен системой этногенеза Л.Н. Гумилева. Выбор имен¬но этой системы основан на том, что психо-биологические свой¬ства народов рассматриваются в сочетании с культурно-политиче¬скими и социально-историческими компонентами их жизни. На внутреннем уровне своеобразие духовного облика наро¬да проявляется через язык, религию и искусство, образующие фундамент национальной культуры (культурно-лингвистический фактор). Организующим стержнем духовной деятельности народа является язык, исто¬рически сыгравший определяющую роль в становлении психи¬ки человека и формировании национальной психологии. Третий, материально-духовный, уровень охватывает прак¬тически все сферы жизни народа, имеющие двойственную при¬роду. Среди них общественно-политические структуры, вклю¬чающие государственное устройство, отношения в мире соб¬ственности, в том числе и экономические образования, социаль¬но-классовая организация общества, правовые системы, сопря¬женные с морально-этическими нормами, вбирающими, как правило, религиозно-нравственные установки, система образо¬вания, связанная с традициями воспитания, а также семейный уклад и национальная кухня. На этом уровне первостепенным можно считать социально-этический фактор, оказывающий зна¬чительное влияние как на коллективную психологию народа, так и на психологию отдельных его индивидов.

2. Какие три фактора являются определяющими для изучения национальных характеров? См. вопрос 1. Историко-природный, культурно-лингвистический, социально-этический.

3. «Американская мечта» в философском толковании.

Американская мечта — клише, обозначающее идеал жизни жителей США. В зависимости от контекста может означать несколько разных вариантов. Наиболее часто употребляется для обозначения высокого жизненного стандарта (собственный дом, высокооплачиваемая работа), славы, перехода в более высокий социальный класс, но может также указывать на интеллектуально полноценную жизнь. Подчеркивают, что американская мечта базируется на свободе личности и свободном предпринимательстве.

Понятие американской мечты сформировалось во времена завоевания Америки.

Миф часто связывают с эмигрантами, прибывшими в Америку в поисках лучшей жизни. Миф о равных возможностях представил как идеал «человека, который сделал себя сам» (self-made man), добившись успеха в той или иной области, связанной с материальными интересами, что вполне естественно в молодой стране. Этот миф со временем трансформировался в культ успеха, сопряженного с достижением богатства, которое приобрело характер нравственной категории.

Вера отцов-пилигримов в существование божественного предназначения для Америки заложила прочный фундамент, на котором постепенно выстроилось все обширное здание Американской мечты». Преследуемые у себя на родине, многие пуритане решили переселиться в колонии, чтобы жить там по своим законам. Эта вера в мечту, в будущее глубоко закрепилась в сознании новой нации. В год завершения Войны за независимость Томас Пейн писал: «В наших силах сделать мир счастливым и научить человечество искусству быть счастливым…». Краеугольный камень в фундаменте Американской мечты - индивидуализм. Предполагается, что идея индивидуализма, заложенная длительной протестантской традицией, до сих пор сохраняющей главенствующее положение в религиозной жизни Америки, так или иначе, проходит лейтмотивом через всю американскую историю и культуру. К специфическим чертам общественно-политической жизни Америки необходимо отнести культ материальных благ и успеха, опору на собственные силы, деловую активность, интерес к знаниям, терпимость к разным мнениям, великодушие, широко развитую благотворительность и т.д. Постулат о том, что человек сам хозяин своей судьбы, составляет главную ценность и особенность американского мировоззрения, опирающегося на индивидуализм, веру в конкуренцию и свободу предпринимательства. Американский опыт показывает, что непоколебимая вера в свое историческое предназначение способна дать народу силы для преодоления трудностей и препятствий на его пути. Именно в этом, по моему мнению, и заключается главное значение Американской мечты не только для самой Америки. Это была мечта о стране, где сильный и свободный человек личными усилиями может добиться всего, на что он способен, и награда его будет ждать как на том, так и на этом свете. Это означало такое устройство общества, в основе которого лежат не государственные или корпоративные, а личные интересы. Ещё до того, как Джон Локк выдвинул свою теорию общественного договора, в американских колониях законы стали результатом соглашения между полноправными гражданами, принятого в общих интересах. Это в полном смысле слова «воля нации». Отсюда громадное уважение американцев к закону: его справедливости в целом не отрицают даже те, кто его нарушает. Под лозунгом этой мечты прошла Американская революция 1770 х годов: власть английской короны была свергнута, как только попыталась хоть немного ущемить права колонистов. Под этим же знаменем солдаты Севера в 1861-1865 гг. громили армии рабовладельцев Юга, пытавшихся утвердить совсем иную модель — модель демократии для кучки плантаторов, оборотной стороной которой было рабство негров и унизительная нищета большинства белых. «Американская мечта» толкала на Дальний Запад массу переселенцев, уверенных, что их ведёт божественное предопределение. На фронтире царил совсем иной образ жизни, где человек мог положиться только на себя. Погибнет он или спасётся — здесь этот вопрос был не мистическим: в конечном счёте всё зависело от собственных сил человека, от его упорства, преприимчивости и, конечно, удачи. Так среди фронтиреров, на стыке пуританской идеи личного успеха и реальности жизни пограничной полосы (свободной, но суровой — суровой, но свободной), и родилась «американская мечта».

4. Норманны, или викинги, в истории скандинавских народов.

Первоначально норманны - обитатели Скандинавии, особенно Норвегии, затем морские разбойники, опустошавшие в IX-XI в. береговые страны Европы. Викингами их называли в скандинавских странах; по мнению некоторых исследователей на Руси они могли быть известны под названием варягов, в Западной Европе — норманнов. Причины экспансии, принимавшей различные формы (поиски новых земель и переселения, грабительские нападения, пиратство и большие военные походы, торговые поездки, тесно переплетавшиеся с пиратством и грабежом), были многообразны. Во время междоусобий Каролингов норманны разоряли и опустошали берега северо-запад Германии и Франции. Из Германии Норманны были изгнаны в 891 г., между тем как во Франции Карл Простоватый в 912 уступил Нормандию вождю Норманнов. На северо-западе норманны открыли в 860 г. Исландию, в 876 г. Гренландию. В Англию норманны с IX в. почти ежегодно предпринимали походы, заняли ее в 1013 и владели ею до 1036 года. Герцог Вильгельм основал в 1066 году норманнскую династию. Прогресс кораблестроения у скандинавов — издревле искусных мореходов — сделал возможным их плавание не только по Балтийскому морю, но и в водах Северной Атлантики и в Средиземном море.

5. Первый император-христианин в Римской империи

Флавий Валерий Константин I (272-337) — первый император-христианин. Считается, что именно после издания Константином так называемого Миланского эдикта в 313 году христианство стало государственной религией Римской империи. Однако, этот эдикт стал лишь формальным признанием той ситуации, которая уже сложилась в империи де-факто. Христианство к тому моменту было уже самым распространенным вероисповеданием среди жителей Римской империи. Сам же Константин поначалу был язычником. Его статуе в Риме оказывали божественные почести и приносили жертвы. На его монетах даже после Миланского эдикта чеканились изображения Юпитера, Марса, Геркулеса. Константин понимал, что репрессиями с христианством ничего не поделаешь. И он, как умный политик, понял, каких успехов он может достигнуть, если сумеет приспособить христианство для своих политических целей. Он, безусловно, понимал, что в нравственном отношении христианство стоит неизмеримо выше языческих верований. Константин принял решение создать совещание всех епископов Римской империи В июне 325 года в городе Никее в Вифинии собрался Первый вселенский собор, на котором присутствовало триста восемьдесят епископов и, кроме того, много пресвитеров и диаконов.

Константин успешно воевал против франков и алеманнов на Рейне, позднее с готами и сарматами на Дунае. Затем отвоевал большую часть Балканского полуострова и стал после окончательной победы и казни последнего единым властителем империи. В области внутренней политики правление Константина во многом являлось продолжением деятельности Диоклетиана, упрочением основанного домината как формы государственной власти и характеризовалось превращением империи в военно-бюрократическое государство, которое было разделено Константином на 4 префектуры — Восточную, Иллирик, Италию и Галлию. Константин окружил себя пышным императорским двором с созданным по образцу восточных государств церемониалом, учредил тайный императорский совет и осуществлял свою власть посредством строго организованного чиновничьего аппарата. Начатое еще Галлиеном разграничение военного и гражданского управления получило при Константине окончательное оформление. Согласно проведенной реформе армии, войска были разделены на подвижные и войска, постоянно дислоцирующиеся в приграничных районах, преторианская гвардия была распущена, а префектура претория претерпела кардинальную реорганизацию; приток в армию выходцев из германских племен принял массовый характер. Усилилось профессиональное прикрепление сословий к земле. Введение в обращение золотого солида стабилизировало денежную единицу.



КАТЕГОРИИ:

Network | английский | архитектура эвм | астрономия | аудит | биология | вычислительная математика | география | Гражданское право | демография | дискретная математика | законодательство | история | квантовая физика | компиляторы | КСЕ - Концепция современного естествознания | культурология | линейная алгебра | литература | математическая статистика | математический анализ | Международный стандарт финансовой отчетности МСФО | менеджмент | метрология | механика | немецкий | неорганическая химия | ОБЖ | общая физика | операционные системы | оптимизация в сапр | органическая химия | педагогика | политология | правоведение | прочие дисциплины | психология (методы) | радиоэлектроника | религия | русский | сертификация | сопромат | социология | теория вероятностей | управление в технических системах | физкультура | философия | фотография | французский | школьная математика | экология | экономика | экономика (словарь) | язык Assembler | язык Basic, VB | язык Pascal | язык Си, Си++ |