Своеобразие средневековой философии. Философия Августина Блаженного.
Раннее средневековье характеризуется становлением Христианской догматики в условиях формирования европейского государства в результате падения Римской империи. В усло-виях жесткого диктата церкви и господства власти философия была объявлена служанкой богословия, которая должна была использовать свой рацион. Аппарат для подтверждения догматов христианства. Эта философия получила название "схоластики"(опиралась на форм. логику Аристотеля)
Еще в 5 веке(христианство уже господствующая религия в Греции и Риме) было сильно влияние философия неоплатонизма, враждебного христианству.(Нехристианские фило-софские школы были закрыты по декрету императора Юстиана в 529г.) При этом одни христианские идеологи склонялись к отрицанию, другие к использованию учений ф. Идеалистов древности. Так возникла литература апологетов(защитников) христианства, а за ней возникает патристика–сочинения отцов церкви, писателей, заложивших основы философии христианства.
Со 2 века Греческие апологеты обращались к императорам, преследовавшим христианст-во. Они стремились доказать, что христианство поднимает такие вопросы, которые стави-ла и предшествующая греческая философия , но дает более совершенное их разрешение. Видный апологет- Тертуллиан(из Карфагена, 2в.)- сущ. непримиримое разногласие между религией, божественным откровением, священным писанием и чел. мудростью. Не создав ф. систем апологеты, однако , наметили круг вопросов, кот. стали основными для хр. ф.(о боге, о сотворении мира, о природе человека и его целях). Апологетика использует логи-ческие доводы, обращенные к разуму, для доказательства бытия бога, бессмертия души. разбирает доводы, обращенные против религии и отдельных догматов. Противоречие в том, что будучи рациональной по форме, апологетика иррациональна по содержанию, т. е. обращаясь к разуму, говорит о непостижимости разумом религиозных догматов.
Склонна к софистике и догматизму.
Античная философия космоцентрична, философия средневековья–теоцентрична(основная проблема–проблема христианского бога). Христианство появилось примерно в середине 1 века и стимулировало развитие С.Ф.
Этапы развития средневековой философии:
1. Этап патристики(2- 8 век, конец этапа–деятельность Боэция–первого схоласта)
2. Этап становления схоластики((7–12 вв.)–Боэций, Эриуген, П.Абеяр)
3. Расцвет схоластики(13 век–Бэкон, Альберт Великий, Фома Аквинский)
Аврелий Августин Блаженный (354-430) - крупнейший средневековый философ,
виднейший представитель западных "отцов церкви". Он оказал сильнейшее
влияние на всю западноевропейскую жизнь средневековья. Родина Августина -
город Тагаст (современный Алжир). Интерес к философии у него появился под
влиянием чтения трактатов Цицерона.
По своим философским воззрениям Августин сначала примкнул к манихейству
(религиозное учение основанное в 3 веке. В основе - дуалистическое учение о
борьбе добра и зла, света и тьмы как изначальных и равноправных принципов
бытия), но разочаровавшись в нем, примкнул к скептицизму академиков. После
знакомства с Авросием Медиоланским, оказавшим на него большое влияние, и
чтения трудов неоплатоников Августин стал склоняться к христианству,
которое и принял в 387 г. Он развернул активную деятельность по
распространению христианского вероучения.
Центральный пункт философской системы Августина - Бог. Согласно Августину,
Бог представляет собой высшую сущность, он - единственное в мире, что не
зависит не от кого и не от чего, все остальнле определяется божественной
волей и зависит от нее. Первенство Бога над всем остальным имеет для
Августина большое философско-теологическое значение, т.к. в этом случае он
выступает причиной любого существования и всех изменений в мире. Бог
сотворил мир и продолжает постоянно творить его. Проблема креационизма
раскрывается Августина с рахличных сторон. Августин стоит на позициях
дуализма Бога и мира: природа и человек созданы Богом и полностью зависят
от него, Бог же от человека и природы никак не зависит.
Идея постоянного творения мира Бого приводит Августина к концепции
фатализма, что является характерной чертой августианства. Все что
происходит в мире, совершается по воле высшего существа - Бога, поэтому в
мире само по себе ничего не рождается и ничего не умирает.
Креационистская доктрина Августина по-своему трактует природу и человека.
Для Августина органический мир не обладает одушевленностью, не говоря уж о
неорганическом мире. Душой обладает только человек. Душа человека создается
Богом и после этого существует вечно. Разделяя душу и тело человека,
Августин признает превосходство человеческой души над телом. Августин
наделяет душу не только разумной способностью, но и способностью к волевой
деятельности.
В своих произведениях Августин много внимания уделял проблеме греха
божественного предопределения. Бог, согласно Августину, творит только
добро, зло же, которым наполнен мир, всецело лежит на совести человека, и
повинна в этом его свободная воля. Бог сотворил Адама и Еву свободными, но
они впали в грех, вкусив запретного плода и нарушив запрет Бога. Свободная
воля постоянно толкает человека на путь греха. Большинство людей совершают
греховные поступки вследствии того что это предопределено Богом.
Исходный пункт моральной доктрины Августина - безграничная любовь к Богу.
Именно любовь к Богу должна наполнять всю жизнь человека, вытеснить любовь
к человеку. Это Августин продемонстрировал своей собственной жизнью, выгнав
перед обращением в христианство свою любимую жену с единственным ребенком.
В согласии с эллинистической философией Августин полагал, что цель
человеческой жизни - счастье, которое состоит в познании Бога и испытании
души.
Августин противопоставляет государство и церковь. Если государство - это
царство греха и основано только на любви к самому себе, то церковь основана
на самоотверженной любви к Богу. Церковь - это общество Христа и вне ее
нельзя обрести спасение. Церковь - это представитель царства Божьего на
земле.
Философия истории Августина при всей своей теологичности заложила основы
теории общественного прогресса. История общества имеет начало и все время
развивается по пути свонго совершенствования. Эта история имеет смысл и
предназначение - победу христианства во всемирном масштабе.