Основные направления философии истории.
Филосо́фия исто́рии (историосо́фия) — раздел философии, призванный ответить на во-просы о том, что́ есть история, каков её смысл и конец, если вообще таковые имеются.
Философия истории задаёт как минимум такие базовые вопросы:
• Что является объектом исторического познания? Полис ("город") или независимое государство? Цивилизация или культура? Или Мир-Система? Или все формы чело-веческого общества?
• Есть ли какие-нибудь общие закономерности, которые мы можем различить при исследование человеческого прошлого? Есть ли, например, линейные пути разви-тия? Или циклы? Или не существует никаких прямых или циклов, и человеческая история поэтому случайна и лишена какого-нибудь значения?
• Если история действительно имеет какую-то направленность, положительна или отрицательна она?
Философию истории не следует путать с историографией, которая изучает историю как академическую дисциплину и таким образом касается методов и практик познания, а так-же их развития на протяжении исторического развития.
Античность
В античное время философия истории ещё не сложилась как комплексная система взгля-дов, но уже в то время возникли воззрения, согласно с которыми человечество шло по пу-ти прогресса от звериного образа жизни к более цивилизованному. В частности, подобная идея прослеживается у Демокрита (ок. 460 — 370 до н.э.), по мнению которого первые люди вели грубую и звериную жизнь, питаясь естественными кормами земли и случай-ными плодами деревьев.
По свидетельствам римского писателя и ученого Марка Теренция Варрона более конкрет-ными были представления одного из учеников Аристотеля — Дикеарха (350 — 290 до н.э.), который выдвинул идею развития форм человеческого хозяйства от охоты и собира-тельства через скотоводство к земледелию.
Подобная идея прослеживается также в сочинении римского философа Тита Лукреция Кара (ок. 99 — 55 до н.э.) "О природе вещей", где говорится и о первоначальном зверином состоянии человечества, и о том, как люди выходили из него.
Вопреки устоявшемуся мнению, что в античной историографии господствовала теория исторического круговорота, с этим утверждением тяжело согласиться. Конечно, идея цик-лизма в античной мысли присутствовала, но она, как правило, относилась к миру в целом, к космосу. К истории она почти не применялась, хотя основания для этого были: на глазах историков возникали, расцветали и гибли державы.
Идея круговорота истории прослеживается лишь у немногих авторов, среди которых можно назвать греческого историка Полибия (ок. 200 — 120 до н.э.) и его схему эволюции форм государственного устройства. В шестой книге его «Всеобщей истории» рисуется картина циклического повторения форм государственного устройства: изначальная цар-ская власть уступает место тирании, та в свою очередь сменяется аристократией. Послед-няя вырождается в олигархию, которая рушится в результате выступления народа, учреж-дающего демократию. Демократия вырождается в охлократию, которая делает неизбеж-ным установление единоличной власти. А затем все идет по новому кругу.
Таким образом, изучая лишь письменную историю классовых обществ и опираясь на до-гадки о предшествующей этому времени эпохе, античные авторы не строили историосо-фических теорий, излагая вместо этого события в хронологической последовательности и высказывая свои предположения касательно дописьменной истории. Попытка системати-зировать накопленные знания и разделить известную им историю выразилась в "концеп-ции четырёх мировых монархий" греческого историка Ктесия, изложенная в его книге «История Персии». Не имея богатого фактажа, учёный пытался обосновать могущество Персидской державы как правоприемницы Ассирийской и Мидийской держав. Позднее его идея использовалась для подтверждения легитимности Державы Селевкидов, а спустя несколько веков – и для Римской империи.
Средние века
Первую поистине историософическую идею предложило христианство. Именно оно впер-вые ввело понятия равенства всех людей перед Богом и тем самым — общей судьбы всех народов мира. "Христианский историк, подобный св. Августину, не интересовался кон-кретной историей греков или евреев как таковых; для него было важно искупление чело-века как человека, событие, устанавливающее действие воли Божией на Земле. Все нации — всего лишь ветви одного человечества, и судьба его может быть понята в терминах плана Бога относительно человека. Более того, христианство ввело понятие истории, ог-раниченной во времени, начинающейся с сотворения человека Богом и кончающейся его окончательным спасением." [1] Конкретное историческое событие может приобрести зна-чение лишь по отношению к некоему большему событию или цели, достижение которой с необходимостью влечет за собой прекращение исторического процесса. Таким событием в христианской традиции является Судный день, который является окончательный финалом человеческой истории — именно он придает потенциальный смысл всем частным событи-ям.