шпаргалка

Метод мозгового штурма творч процесс.

[ Назад ]

Метод мозгового штурма заключается в коллективной атаке воз¬никшей проблемы с целью выбора наиболее удачной предложеннойидеи. Этот метод, известный также как «мозговая атака», «конфе¬ренция идей», был предложен американским ученым Алексом Осборномв 1955 г.

Метод мозгового штурма основан на следующих принципах:

1. В решении поставленной задачи участвуют две группы людей: генераторы идеи и эксперты. Генераторы идеи объединяют людей с творческим мышлением, с фантазией и со знаниями в области науки, техники и экономики. Эксперты — это обычно люди с большим объемом знаний и критическим складом ума. Эксперты играют роль аналитиков.

2. При генерировании никаких ограничений нет. Идеи высказы¬ваются любые, в том числе явно ошибочные, шутливые, и без всякого доказательства и технико-экономического обоснования. Высказанные идеи обычно фиксируются в протоколе, в компь¬ютере, на магнитной ленте и т. и.

Таким образом, основа метода — это отделение процесса интег¬рирования идей от процесса их оценки. Генерирование идей ве¬дется и условиях, когда критика запрещена и даже, наоборот, поощряется любая явно нелепая идея.

3. Философская основа мозгового штурма — теория 3. Фрейда (1856-1939), согласно которой сознание человека представляет собой тонкое и непрочное наслоение над бездной подсознания. В обычных условиях мышление и поведение человека опре¬деляются в основном сознанием, в котором властвуют конт¬роль и порядок: сознание «запрограммировано» привычными представлениями и запретами. Но сквозь тонкую корку созна¬ния то и дело прорываются темные стихийные силы и инстинк¬ты, бушующие в подсознании. Эти силы толкают человека на нелогичные поступки, на нарушение запретов, на всякие ир¬рациональные (лат. irrationalis — неразумный) мысли. Для изобретения приходится преодолевать всякую психологиче¬скую закомплексованность, всякие запреты, обусловленные привычными представлениям о возможном и невозможном. По¬этому для изобретения нужно создать условия для прорыва смут¬ных иррациональных идей из подсознания.

Вся сила мозгового штурма проявляется в запрете на критику. Но запрет на критику — это одновременно и слабость мозгового штур-ма. Для развития идеи нужно выявить ее недостатки. Л для этого нужна критика данной идеи.

Метод мозгового штурма может иметь различные модификации. При решении проблем численность людей, как генераторов, так и экспертов, обычно не превышает шести человек, продолжительность штурма не более 20 минут. Мозговой штурм идеи может быть осуще ствлен в письменной форме, а также бывает индивидуальный, пар ный (обсуждение одной идеи двумя экспертами), двойной (обсуждение идеи производится в два этапа), поэтапный (обсуждение идеи производится по этапам. Например, последовательно обсуждается постановка задачи, решение проблемы, материализация идеи, вне¬дрение идеи в практику).

Также существует и «обратный штурм». Обратный штурм озна¬чает, что участники штурма ищут недостатки какого-либо нового продукта или операции, устраняют эти недостатки и выдвигают новые задачи. Творчество представляет собой взаимодействие человека как субъекта данного процесса с объективной реальностью. При этом

/взаимодействии человек, опираясь на объективные законы, создает качественно новые ценности как материальные, так и нематериаль¬ные. В творческом процессе можно выделить три этапа:

♦ замысел, т. е., появление самой идеи;

♦ превращение идеи в план работы;

♦ реализация плана работы, т. е. воплощение идеи в определен¬ную вещь (в материальную форму).

Эти этапы носят условный характер, так как в практической творческой деятельности человека жесткого закрепления последо¬вательности этапов нет. Каждый этап — это целостный элемент системы, ее компонент, но в то же время он связан с другими эле¬ментами и постоянно проникает в эти другие этапы творческого процесса.

Первый этап творческого процесса связан с появлением замысла, т.е.идеи инновации. Причиной появления идеи инновации являет¬ся, как правило, возникшее противоречие между существующими продуктами и операциями и новыми условиями хозяйствования, новой технической, технологической и финансово-экономической ситуацией.

Существующие продукты или явления отражают имеющиеся зна¬ния. Новые условия хозяйствования или новая ситуация отражают новые факторы, воздействующие на реализацию существующих (т. е. старых) продуктов и операций. Поэтому возникает проблема устра¬нения несоответствия старого объекта новым факторам.

Целью второго этапа творческого процесса является необходи¬мость решения данной проблемы, т. е. превращение появившейся идеи в план работы по устранению выявленного противоречия. На этом этапе человек как субъект творчества, опираясь на свои знания, на свой и чужой опыт, интуицию, составляет план мероприятий по изменению данного продукта или операции.

Использование чужого опыта означает, что данный этап твор¬ческого процесса опирается на купленные ноу-хау, лицензии, па¬тенты, на анализ и переработку информации, доступной для ис¬следователя.

Третий этап творческого процесса связан с воплощением возник¬шей идеи в новый продукт или операцию. На этом этапе реализует¬ся ранее намеченный план мероприятий, анализируется его резуль¬тативность, и при необходимости в него вносятся соответствующие изменения и коррективы.



КАТЕГОРИИ:

Network | английский | архитектура эвм | астрономия | аудит | биология | вычислительная математика | география | Гражданское право | демография | дискретная математика | законодательство | история | квантовая физика | компиляторы | КСЕ - Концепция современного естествознания | культурология | линейная алгебра | литература | математическая статистика | математический анализ | Международный стандарт финансовой отчетности МСФО | менеджмент | метрология | механика | немецкий | неорганическая химия | ОБЖ | общая физика | операционные системы | оптимизация в сапр | органическая химия | педагогика | политология | правоведение | прочие дисциплины | психология (методы) | радиоэлектроника | религия | русский | сертификация | сопромат | социология | теория вероятностей | управление в технических системах | физкультура | философия | фотография | французский | школьная математика | экология | экономика | экономика (словарь) | язык Assembler | язык Basic, VB | язык Pascal | язык Си, Си++ |