шпаргалка

Система и метод Г. Гегеля.

[ Назад ]


Гегель может быть назван философом по преимуществу, ибо из всех философов только для него одного философия была всем. У других мыслителей она есть старание по-стигнуть смысл сущего, у Гегеля же напротив, само сущее старается стать философией, превратиться в чистое мышление. Прочие философы подчиняли свое умозрение независи-мому от него объекту: для одних этот объект был Бог, для других – природа. Для Гегеля, напротив, сам Бог был лишь философствующий ум, который только в совершенной фило-софии достигает и своего собственного абсолютного совершенства. На природу же в ее неисчислимых эмпирических явлениях Гегель смотрел как на своего рода «чешую, кото-рую сбрасывает в своем движении змея абсолютной диалектики».

Тождество бытия и мышления - исходный пункт учения Гегеля.

На объективно идеалистической основе он развил учение о законах и категориях диалектики, впервые в систематизированном виде разработал основные принципы диалек-тической логики и подверг критике метафизический способ мышления, господствовавший как в идеалистических, так и материалистических течениях философии. Гегель, усматри-вая в жизни природы и человека имманентную силу абсолютной идеи, движущей мировой процесс и раскрывающей себя в нем, утверждал, что категории есть суть объективные формы действительности, в основе которой лежит «мировой разум», «абсолютная идея» или «мировой дух». Это – деятельное начало, давшее импульс к возникновению и разви-тию мира. Деятельность абсолютной идеи заключается в мышлении, цель – в самопозна-нии. В процессе самопознания мировой разум проходит три этапа: пребывание самопо-знающей абсолютной идеи в ее собственном лоне, в стихии чистого мышления; развитие идеи в виде явлений природы; развитие идеи в мышлении и истории человечества. На этом последнем этапе абсолютная идея возвращается к самой себе и постигает себя в фор-ме человеческого сознания и самосознания.

Философские взгляды Гегеля проникнуты идеей развития. Он считал, что невозмож-но понять явление, не уяснив всего пути, которое оно совершило в своем развитии, что развитие происходит не по замкнутому кругу, а поступательно от низших форм к высшим, что в этом процессе совершается переход от количественных изменений к качественным, что источником развития являются противоречия: противоречие движет миром, оно есть корень всякого движения и жизненности, составляет принцип всякого самодвижения. В философской системе Гегеля действительность представлена как цепь диалектических пе-реходов

«Философия права», «Философия религии», «Феноменология духа» и др.



КАТЕГОРИИ:

Network | английский | архитектура эвм | астрономия | аудит | биология | вычислительная математика | география | Гражданское право | демография | дискретная математика | законодательство | история | квантовая физика | компиляторы | КСЕ - Концепция современного естествознания | культурология | линейная алгебра | литература | математическая статистика | математический анализ | Международный стандарт финансовой отчетности МСФО | менеджмент | метрология | механика | немецкий | неорганическая химия | ОБЖ | общая физика | операционные системы | оптимизация в сапр | органическая химия | педагогика | политология | правоведение | прочие дисциплины | психология (методы) | радиоэлектроника | религия | русский | сертификация | сопромат | социология | теория вероятностей | управление в технических системах | физкультура | философия | фотография | французский | школьная математика | экология | экономика | экономика (словарь) | язык Assembler | язык Basic, VB | язык Pascal | язык Си, Си++ |