Вопрос №25.1. *** Основные явления в массовой музыкальной культуре XX века.
Написанная, вероятно, в первой половине XII в. икона, названная у нас Владимирской Богоматерью, — не только самый замечательный дошедший до нас образец византийской иконописи, но и одно из высочайших достижений всего мирового искусства. Мы не знаем имени ее гениального автора, принадлежность которого к константинопольской школе ныне общепризнана.
Уже в 1155 г. икона находилась на русской земле, куда была доставлена на корабле из Константинополя. Судьба ее в нашей стране подлинно беспримерна.
По легенде, Мария была написана с натуры евангелистом Лукой («покровителем живописцев»), при этом на доске от того самого стола, на котором Христос трапезовал со своей Матерью.
Князь Андрей Боголюбский тайно вывез икону из Вышгорода (близ Киева) в свою родовую Суздальскую землю, во Владимир на Клязьме. Он украсил ее жемчугом, золотом, серебром, драгоценными каменьями, брал с собой в походы и приписывал свои победы ее благословению.
Прекрасный образ стал не только символом великокняжеского единовластия, но и знаменем, объединяющим Русь. В 1395 г. икона была торжественно перенесена в Москву. Случилось это как раз в тот день, когда войско, казалось бы, непобедимого Тамерлана повернуло обратно, отказавшись от дальнейшего похода на Русь. Ее же заступничеству приписывали затем отражение в 1480 г. хана Ахмата, а в 1521-м — избавление от нашествия на Москву крымского хана
Мехмет-Гирея. Владимирская Богоматерь была самой чтимой иконой на Руси. И то, что такой всенародной славы удостоился у нас шедевр искусства, является знаменательным свидетельством художественного вкуса русского народа, его прирожденного дара распознавать и воспринимать прекрасное.
Мария с младенцем. Юная мать. Неиссякаемая в человеческом роде радость материнства. Радость великая и живительная. Но радость, всегда перемежающаяся с тревогой за будущего человека с его неповторимой судьбой, такого трогательного и беспомощного на заре жизни. А тут судьба беспримерна: мученичество, слава и власть над душами миллионов.
На Владимирской иконе Богоматерь прижимается щекой к щеке ласкающего ее младенца. Этот иконографический тип, родившийся в Византии, получил в русской иконописи особое распространение под красиво звучащим названием — «Умиление». Умиление... Именно это изображено в иконе. Сколько поколений русских людей возносились духом перед этим образом, проникаясь сияющим в нем умилением...
Растроганная лаской младенца, Мария своими широко раскрытыми, грустными глазами смотрит вдаль, точно предвидит грядущие страдания сына. Образ благородной материнской скорби, переданной с таким вдохновенным живописным мастерством, глубоко захватил русских людей того времени... Владимирская Богоматерь вошла в историю древнерусской иконописи. Нигде в живописи так не выражена мировая скорбь, столь же великая и извечная, как и радость бытия. Радость эта соседствует здесь со скорбью, выявляясь в сладостном умилении, умиротворяющей красоте живописи, достигнутой тончайшей красочной лепкой. Всепросветляющая гармония, завещанная векам древней Элладой.